Мы начинаем публиковать серию статей ''Замечательные автомобили и их владельцы''. Естественно, и люди, и их машины, наши соотечественники – израильтяне. В последние годы в нашей стране клубная жизнь различных автолюбителей приобретает все больший размах, особенно среди любителей антикварных автомобилей – каждую пятницу во второй половине дня можно прийти полюбоваться старинными машинами у зала ''Нокиа'' в Тель Авиве.
Одним из первых коллекционеров Израиля стал Боаз Даган. Я застал его на рабочем месте. В свои 70 с лишним он все еще на посту. Мальчишеская искорка появилась во взгляде, как только он заговорил про свою коллекцию антикварных машин и мотоциклов. Эта страсть, как внутренний стержень прошла сквозь всю его жизнь. Родился Боаз в Тель Авиве, а когда ему исполнилось 15 лет, он на паях с товарищами купил свой первый мотоцикл, оставшийся от британской армии. Боаз, как и его товарищи, с удовольствием возил девушек, и сам чинил постоянные поломки. Но его мечтой всегда были американские автомобили. Теперь в его коллекции их более десяти, среди которых есть и легендарный Chevrolet Truck.
Несколько месяцев он работал над новым приобретением – грузовичком 1951 года. Chevy – настоящая легенда, родоначальник стиля, и очень популярен до сих пор, особенно для переделок в ''хот роды''. В Америке есть много клубов любителей ''Chevy trucks'', которые постоянно проводят выставки. Особенно, среди коллекционеров, ценятся такие выставочные, полностью оригинальные экземпляры. Их стоимость доходит до 30 тысяч долларов, а это практически цена современного пикапа.
Окунемся в историю и перенесемся назад во времени, более чем на пол-столетия. Рожденный, как рабочая лошадка, этот грузовичок помог тогда Chevrolet достичь рекордных продаж – 1.2 миллиона машин, опередив своего главного конкурента Ford. На этой модели, впервые капот стал открываться единым блоком наверх, а не частями в стороны. Радиаторная решетка еще была никелированной. Буквально в конце года (1951), из-за войны с Кореей, американский автопром почти полностью отказался от никеля, и в 1952-м родственники Chevy уже появились с ''грилем'' выкрашенным в белый цвет. Свой пикап General Motors оснастили новыми, более мощными тормозами, тяговитым дизелем, почти в 100 лошадей, а кузов внутри обили деревом, но не для красоты, как это может показаться сейчас – деревянные панели гораздо легче заменить после износа.
Возможно, этот грузовик, так и остался бы просто добротным помощником мастеровых и лавочников, если бы не легендарная поп-группа 60-х – Beach Boys (Пляжные мальчишки). Пятеро молодых парней, сами того не подозревая, сформировали новую американскую мечту беззаботного образа жизни. Через 10 лет после начала выпуска, Chevy стал доступным молодежным автомобилем прибрежной полосы США и идеально вписался в это новое восприятие жизни. Он приобрел поистине культовое значение, а слова из песни Beach Boys ''Surf the USA'' трансформировались в тогдашний официальный слоган General Motors ''See the U.S.A. in Your Chevrolet''. Вот оно – воплощение американской мечты и образа жизни. Именно тогда зародилась любовь американцев к таким небольшим ''пикапам''. Сотни молодых людей ловко бросая серфинг в кузов, увозили своих красоток на побережье океана (кстати, бикини тоже появились примерно в это время). Кабину, которая рассчитана на троих, просторной назвать нельзя – сидеть приходилось вплотную друг к другу, но возможно для молодежи это был как раз плюс, а не минус.
Через пятьдесят с лишним лет, мы едем в бережно восстановленной модели. Владимир Опенгейм, залихватски стартует со второй передачи, на его лице появляется улыбка: ''О, похоже на наш ГАЗон, но идет легче...''
(Владимир – ''правая рука'' Боаза, именно он следит за техническим состоянием целой коллекции и единственный имеет право водить все модели)
Этот грузовичок, попал в Израиль примерно в 1955 году, его оригинальный регистрационный номер имеет всего 4 цифры! В то время как подавляющие большинство антикварных автомобилей у нас зарегистрированы уже с 5-ю цифрами (отсюда и название клуба автораритетов – ''Хамеш'').
Долгое время он служил на виноградниках Галилеи и до сих пор, в щелях кузова, можно найти винные пробки. Ревностный блюститель аутентичности, Боаз восстановил Chevy в первозданном виде, не добавив ничего лишнего, используя только оригинальные детали 50-х. В нашем разговоре он часто сетует на то, что осталось очень мало специалистов. Буквально пару человек и, в основном, выходцы из СССР... Действительно, ну кто еще мог саморучно ремонтировать и восстанавливать технику в условиях полного дефицита запчастей и материалов?
А вот жизнь самого Боаза можно окрестить воплощением Американской мечты на Израильский манер. Они с братом построили одну из первых автозаправок, провели к ней асфальтовую дорогу. На северную окраину тогдашнего Тель-Авива машины добирались не часто, и никто не верил в успех их предприятия. Тяжелым трудом, определенной долей авантюризма и упорством они добились своего. На том же месте, можно найти ее и сегодня, а его страсть к автомобилям воплотилась в одну из самых больших коллекций автораритетов нашей страны.
Читайте также
Andy V.
Фото: Илья Ефимович
P.S. Если вы являетесь счастливым обладателем замечательного, необычного или антикварного транспортного средства и хотели бы поделиться с читателями вашими знаниями, пишите нам.