Нет, эта эра наступит не так. Мы не проснемся утром под радостное объявление по радио: "сдайте в металлолом ваш бензобак и покупайте дешевые и емкие аккумуляторы для вашей машины". Все будет гораздо сложнее и интереснее. Таковы впечатления от международной конференции FuelCoice-2016 в Тель-Авиве.
...- А если ваш вездеход с автопилотом послать на Марс, он справится?
- Это вряд ли. Там, на Марсе не нужно такое высокое качество, как у нас. Там вообще не автопилот.
Свой экспонат демонстрировал профессор Цви Шиллер, возглавляющий отделение роботики в университете Ариэля, к слову сказать, бывший сотрудник NASA. В его лаборатории я в первый раз побывал лет восемь назад. Это трудно осознать, но еще какие-то 8-10 лет назад автомобили с автономным управлением не покидали стен лабораторий, а слова «автопилот» и «беспилотник» относились исключительно к сфере авиации. Сейчас машины с автопилотом – реальный сегмент автомобильного рынка, их не разрабатывает только ленивый. Поэтому естественно было задать профессору Шиллеру вопрос: чем его автоматический вездеход отличается от множества других?
- Тем, что его не сведет с ума плохая разметка на дороге, - ответил профессор. С его слов выходило, что сама стратегия «обучения» автопилотов большинства распространенных моделей выбрана неправильно. Так пилотов пассажирских лайнеров не учат летать в условиях сильной турбулентности, их учат, как не попадать в турбулентность. Но все мы предпочли бы лететь с пилотом, который умеет и то, и это, не так ли? Так и традиционный автопилот хорош в определенных дорожных условиях, но становится беспомощным за пределами этих условий. Вот ученые из Ариэля и решили зайти с другого конца…
Все это было очень интересно, но оставался вопрос: какое отношение автопилот имеет к заявленной теме выставки и конференции – альтернативным видам топлива. Сначала я всем задавал этот вопрос, потом перестал. Поскольку, бродя меж стендов выставки, у которых мне показывали вовсе не топливо, - ничего похожего на альтернативное топливо, и слушая выступления в зале театра «Габима», где проходили пленарные заседания конференции, я открыл для себя очень важную истину.
Это будущее в одиночку не наступает.
Конференция называлась Fuel Choices 2016, это верно, и тому же была посвящена большая часть выступлений. Но, как танковой армии для наступления необходима поддержка пехоты, грузовики, заправщики, ремонтные мастерские, так и смена бензина на электричество в глобальном масштабе повлечет за собой не просто появление новых моделей машин и сопутствующей инфраструктуры, работающих на электричестве или на водородных элементах, и сопутствующей инфраструктуры. Она повлечет смену всей идеологии использования транспорта. Соответственно, расширяется и тема выставки.
Если ездить, как прежде, быстро выяснится, что современные относительно доступные (хоть и по-прежнему страшно дорогие) аккумуляторы – такая же альтернатива бензобаку, как смена шила на мыло. Запасенную в них электроэнергию надо где-то произвести, а каков тогда экологический выигрыш в масштабе планеты? К тому же производство самих аккумуляторов ресурсоемкое и вредное. И у них есть предел: «бюджетные» 200 километров без подзарядки, 400 километров – уже роскошь, и вряд ли эти цифры скоро изменятся.
По-настоящему альтернативный путь – задуматься, почему, чтобы везти человека весом меньше 100 килограммов нужна железная конструкция весом в тонну? И не уменьшить ли этот вес втрое-вчетверо, снизив тем самым потребную мощность двигателя. Разумеется, тогда придется отказаться и от классических размеров и формы машины. Если взглянуть на автомобильный рынок, возникнет впечатление, что производители электромобилей озабочены сейчас чем-то прямо противоположным: они увлеченно соревнуются друг с другом в создании электрических и гибридных суперкаров именно по классической схеме. Но это сейчас, когда электромобиль – игрушка для богатых. В будущем, когда электромобили станут массовыми, неизбежен отход от классики. Глобальный отказ от бензина приведет к появлению множества самых причудливых моделей, которые заполнят нишу от Tesla Model S до электросамоката. Это будущее было в изобилии представлено на выставке.
Но когда эти странные повозки заполнят наши улицы, будет ли человек в них чувствовать себя в такой же безопасности, как в классическом автомобиле? Вот и третья составляющая нашей «триады» подтянулась: автопилоты, компьютерные системы предотвращения столкновений, умеющие делать это лучше человека, беспроводные сети, посредством которых машины будут общаться между собой, не вовлекая в это дело водителя. Электромобили и автопилоты не случайно развиваются синхронно и зачастую силами одних и тех же производителей. Вот, почему всевозможные автономные системы, вроде той, что разрабатывала лаборатория профессора Шиллера, оказались самой многочисленной группой экспонатов выставки. Израилю было, что показать на конференции Fuel Choices 2016, на которую съехались 1000 участников из Израиля и 350 зарубежных гостей, представляющих 220 стартапов из 30 стран.
Таким образом, было и есть: бензин, много железа и индивидуальная воля водителя (с его причудами, с его, возможно, скверными характером), помноженная на как можно больше лошадиных сил. Будет и представлено на выставке: альтернативное топлево, минимум железа и движение, управляемое компьютерами - при как можно меньшем количестве лошадиных сил. Такова суть перемен.
Но в зале "Габимы", в присутствии представителей элиты топ-менеджеров автомобильной индустрии, обсуждение велось с не столь дальним прицелом. Там больше говорили о ближайших перспективах и радовались малому. Что тоже логично: объем мировой автомобильной отрасли 9 триллионов долларов, топливной - 6 триллионов. Можно подсчитать, какие суммы означает сдвиг на доли процента в ту или иную сторону.
Читайте также
Было зачитано приветствие премьер-министра Биньямина Нетаниягу, в котором тот поблагодарил присутствующих за то, что "Эра нефтяной монополии подходит к концу", - понятно, чью монополию он имел в виду. Поздравили с вручением специальной израильской премии (весьма немаленькой) профессора Меркури Канацидиса из Северо-Западного университета (США) и профессора Грегори Стефанопулоса из Массачусетского технологического института (США) за выдающуюся работу в области "...метаболической инженерии и проектирования наноструктурированных термоэлектрических материалов" (только не спрашивайте, что это означает). Затем выступающие начали рассказывать о своих национальных программах, демонстрируя красивые графики, на которых видно было, как быстро увеличивается доля альтернативного топлива в их странах.
Израилю и здесь было чем похвастать. Как рассказал Эяль Рознер, генеральный директор Fuel Choices Initiative при канцелярии премьер-министра (она же была главным организатором конференции), Израиль планирует к 2025 году сократить потребление традиционных видов топлива на 60 процентов. С этой целью в 2011 году была запущена государственная программа, на которую было выделено 1.5 миллиарда шекелей с рассчетом на 10 лет. Этого хватает на поддержку исследовательских групп, число которых увеличилось с 2011 года с 60 до 500. Часть этих групп присутствовала на выставке. Так что, самое время посмотреть, как это выглядело вблизи.
Вадим Найман
Продолжение просмотра