Первый поезд в Афулу и Бейт-Шеан проехал по старому, построенному еще при турках маршруту "Поезд долины". С началом регулярного железнодорожного сообщения эти города превратятся фактически в пригороды Хайфы.
Но первый поезд еще не был регулярным. Пассажирское сообщение в полном объеме начнется только 4 ноября, а эта поездка называлась тестовой, пробной. Из депо в Хайфе до станции Кфар-Барух (Мигдаль ха-Эмек) состав шел пустым. Только в Кфар-Барухе на поезд сели министр Исраэль Кац, железнодорожники, строители из компании "Нетивей Исраэль" и журналисты.
Зато в Афуле устроили настоящее празднество с фуршетом и ветеранами. На поезд сели 35 выпускников школы Гильбоа (долина Бейт-Шеана), которые помнят старый поезд, ездивший здесь при османах и при британцах. Все они – люди очень пожилые. Министр вручил каждому почетную грамоту и проездную карточку "рав-кав". Автоматика поезда не была настроена на такую долгую стоянку, двери то и дело закрывались. Кто-то боялся, что поезд уйдет без него, но кондукторы успокаивали, что уедут все.
А в Бейт-Шеане поезд даже двери открывать не стал. Постоял немного и поехал обратно. Наверное, со стороны это смотрелось очень красиво. Окраина Бейт-Шеана, рыборазводные пруды с аистами, корпуса промзоны, пустая автостоянка от горизонта до горизонта, футуристического вида станционное здание, и среди всего этого – красавец двухэтажный поезд, очень непривычный здесь.
Это всегда немного волнует, когда современная цивилизация приходит в глубинку. Хотя особой глубинки-то в Израиле нет. Можно заехать хоть в Бейт-Шеан, и там вы в любом месте найдете точно такой же, как в центре автомат для продажи напитков, холодильник с мороженым, кондиционер, комфортабельные автобусы и Wi-Fi. Так сказать, базовый, стандартный набор. Но пришел поезд и как-то сразу стало понятно, что есть периферия, а есть центр, где совсем другая жизнь. Куда пришел поезд, там сонному царству конец. И это важнее, чем конкретные экономические расчеты. Разветвленная сеть железных дорог Израилю нужна. Просто нужна и все.
Первую железную дорогу построили здесь в 1905 году. Она называлась "Дорога долины". Ее сохранившиеся участки стали музейными экспонатами, это часть нашего наследия. Хотя вообще-то, эта дорога была немного смешной. Даже не узкоколейка (стандартная ширина колеи 106.7 сантиметров), а еще уже – 105 сантиметров. Первые 60 000 шпал уложили неправильно и решили дальше уже не переделывать. Средняя скорость поезда составляла 20 километров в час, 45 - максимальная.
Зато не было никаких сомнений в ее востребованности. В 30-е годы, в пору активного освоения первопоселенцами Изреэльской долины на этой дороге было 17 станций. Но главное, она была ответвлением Хиджазской дороги из Дамаска в Медину. Хайфа в XIX веке не значила вообще ничего. Но для строительства Хиджазской дороги требовались материалы. Их везли через Бейрут. Но дорога Бейрут-Дамаск имела слишком малую пропускную способность, и тогда построили ветку на Хайфу. Фактически, она "притянула" за собой Хайфский порт, а за ним и многое другое. Железные дороги имеют такое свойство, об этом следует помнить, рассуждая о целесообразности их строительства. Накануне Войны за независимость, еврейские подпольщики взорвали мост через Иордан, и история той дороги закончилась.
Новая железная дорога имеет на 60 километров только четыре станции: Бейт-Шеан, Афула, Мигдаль Ха-Эмек (Кфар-Барух) и Йокнеам (Бейт-Иегошуа). Позже будут построены еще две: Лев ха-Мифрац и в Нешере. Максимальная скорость на ней - 150 километров в час. 26 мостов общей протяженностью 5.5 километра, три тоннеля общей длиной 1 километр, сельскохозяйственные переходы, пешеходные мосты, словом – 4 миллиарда шекелей. Министр Исраэль Кац напомнил, что есть программа создания сети железных дорог по всему Израилю, стоимостью 27.5 миллиарда шекелей. Поэтому естественно было все-таки перейти к конкретной экономике и спросить: поезд, он, конечно, красивый, но не будет ли он ходить пустым?
Читайте также
Журналистам ответили, что пассажиропоток ожидается примерно такой, как на линии Сдерот – Нетивот – Офаким - Беэр-Шева. Города Афула и Бейт-Шеан небольшие, но гигантские автостоянки на каждой станции говорят о том, что железнодорожники рассчитывают не только на городских пассажиров. Долина Бейт-Шеана уже несколько лет прихорашивается в ожидании поезда, имея Сахне и другие туристические аттракции из первой десятки, даже название сменила на Долину источников. А учитывая, что уже есть решение о строительстве 30-километрового участка железной дороги до Тверии… Какой шикарный можно было бы сделать здесь маршрут выходного дня! Эти края могли бы стать чем-то вроде ЦПКиО для Хайфы.
Увы, по выходным поезда в Израиле пока не ходят. Как привлечь пассажиров в будний день? Первый шаг задуман очень правильный: в первые три месяца проезд на этом поезде в любую точку страны с любой из станций, кроме Кфар-Иегошуа для жителей долины будет бесплатным. Потом еще два года – за полцены. Но что дальше? Если, как с иерусалимским трамваем, просто решат сделать этот вид транспорта безальтернативным, отменив автобусные рейсы, министра Каца будут поминать в долине не очень хорошими словами.
Но виден другой путь сделать "Дорогу долины" прибыльной – грузовые перевозки из Европы и Турции в Иорданию. Их объем которых и раньше был велик, а теперь растет еще и потому, что дорога через Хайфу и Бейт-Шеан – последняя безопасная дорога на Ближнем Востоке. Сейчас грузы перевозят тяжелыми грузовиками. Поезд может принять этот грузопоток на себя. Собственно, без расчета на эти перевозки "Дорога долины" тянет лишь на социальный проект. А тут – реальная прибыль. Приятнее всего было узнать, что в будущем предполагается продлить "Дорогу долины" до моста "Шейх Хусейн" и соединить с иорданской сетью железных дорог. Уже выделены места для грузовых терминалов. То есть, это не прожекты, а конкретный план. А поскольку планировать так можно только надеясь на мирное развитие событий в ближайшие годы, "Дорогу долины" можно назвать еще Дорогой надежды.
Теперь посмотрим, как это выглядит.
Вадим Найман
Продолжение просмотра