Zahav.АвтомирZahav.ru

Воскресенье
Тель Авив
+18+14

Автомир

А
А

Автомобиль будущего - это лишь приложение к смартфону

Ключ от автомобиля станет такой же архаикой, как висячий амбарный замок, без автопилота ездить люди будут, разве что, из спортивного интереса... Что остается, смартфоны, смартфоны, смартфоны? Мнение специалиста.

автопилот беспилотные автомобили бесключевой доступ электроника
Фото: Getty Images

Мир захватывает идея интернета вещей, а урбанисты и футурологи говорят о смене концепции пользования личным транспортом. О том, зачем подключать автомобиль к сети, какие личные данные о нас хотят иметь автокомпании, и во что вскоре превратится автомобильный ключ, мы поговорили с директором по новым направлениям, технологиям и сервисам Volvo Car Group Мартином Росенквистом. 

- Многие эксперты автоиндустрии сейчас говорят о концепции Connected Car, то есть подключенного автомобиля, но мало кто понимает, что это такое на самом деле. Можно ли считать таковым любой автомобиль, так или иначе связанный с интернетом? 

- Это довольно многогранное понятие. Оно может означать как возможность выхода в интернет классическим способом посредством браузера, так и функции, называемые интернетом вещей, а также автоматические интерфейсы, с помощью которых автомобиль может общаться с инфраструктурой. Это связь между машинами, телематические функции для контроля техники и даже возможность доставки прямо в машину услуги или конкретного товара. Наконец, набор сервисных функций, которые пользователь может осуществлять дистанционно. Например, я могу прогреть салон перед поездкой или послать кому-нибудь электронный ключ, чтобы он мог воспользоваться моим автомобилем. То есть это не просто какой-то один сервис, это целый комплекс цифровых услуг. 

[image16671]

 

- Как работает технология "телефон вместо ключа" и не является ли она уязвимой?

Для того, чтобы открыть и завести машину, ключ в физическом понимании вам больше не нужен. Достаточно иметь в кармане смартфон, который обменяется данными с автомобилем и откроет его. Если вы хотите дать доступ кому-то другому, вы просто пересылаете ключ посредством приложения, и человек получает доступ, где бы он ни находился. Сомнения в безопасности были еще тогда, когда на рынок выходила привычная система бесключевого доступа, но практика показала, что все работает надежно. Сейчас мы испытываем систему "ключ в телефоне" на пилотном проекте по аренде автомобилей в аэропорту, и не видим уязвимостей. Система безопасности работает не только телефоне, но и в самой машине. Недостаточно взломать телефон, чтобы попасть в машину. Пересылку ключа другому пользователю тоже невозможно перехватить, поскольку данные идут через облачный сервер, а не напрямую. Тот, кто не является получателем, не сможет получить электронный ключ. 

- Кто обеспечивает работу системы электронного ключа, привязана ли к определенному провайдеру? Будет ли она действительно работать по всему миру? 

- Сейчас мы тестируем систему в Швеции, и она не привязана к какому-либо провайдеру. Разрабатываем клиентские приложения для iOS и Android. В следующем году начнем предлагать серийную версию системы, но пока нет понимания, где она будет впервые запущена и когда именно. Если обычно производители делают тесты и готовят производство какой-либо новинки в течение пяти лет, то у нас уже есть готовое решение, пилотный продукт, и мы вот-вот запустим систему. По идее, пользователь сможет отправлять электронный ключ из одной страны в другую, и в этом есть прямой смысл, если мы говорим о возможности арендовать машину. 

[image16667]

 

- Зачем производителям вообще развивать сетевые технологии? Какие новые возможности они открывают для пользователя в будущем? 

- Это естественный этап развития автопрома. Если 20 лет назад дешевые машины были просты и неказисты, а дорогие предлагали и удобство, и качество, то сегодня даже массовый сегмент предлагает высокий уровень комфорта, хорошую отделку и приличное оснащение. Добавочная стоимость, которую мы можем предложить потребителю, сегодня лежит в области электроники, телекоммуникаций и сервиса. Пользователя окружает огромный массив информации, которую можно использовать, и которая кардинально меняет образ пользования автомобилем. Например, мы можем создать автономный автомобиль, что даст пользователю множество свободного времени. Вместо вождения автовладелец может в машине работать, творить или развлекаться, то есть машина должна предоставлять пользователю какие-то новые услуги. 

- Судя по всему, технология автономного вождения открывает большой рынок для производителей, поскольку человек, не занятый управлением, может быть покупателем… 

- Беспилотник – это инновация сама по себе, и мы пока не знаем, что именно клиент будет делать в такой машине, и что еще мы сможем ему предложить. Нужно проводить исследования. Но да, это определенно рынок. Вы можете смотреть кино, слушать музыку, работать, совершать покупки, то есть создавать спрос, находясь в машине. Вопрос только в том, как именно вы будете это делать, и кто будет на этом зарабатывать.

[image16664]

 

- Следует ли из этого, что в будущем автопроизводители будут менять модель бизнеса, получая доходы не от продажи автомобилей, а от тех сервисов и онлайн-услуг, которые сами автомобили будут реализовывать своим владельцам? 

- Если мы сможем обеспечить клиенту сервисы, которые окажутся для него нужными и полезными, то мы действительно сможем на этом заработать. Но я не думаю, что автопроизводители когда-нибудь начнут получать от этого больше денег, чем от продажи самих автомобилей. А сами сервисы точно станут хорошей добавкой к машине. Вот сегодня у нас есть Volvo On Call, которая может дистанционно запускать и прогревать машины, и это очень востребованная функция для холодных стран. Тем не менее, эта технология не приносит компании существенного дохода, по крайней мере сейчас. 

- Самая большая проблема для беспилотных автомобилей – законодательная или техническая?

- Самое сложное – это неопределенность. Обычный дорожный трафик – не проблема, но сложности возникают, когда появляются пьяные водители, нарушения правил, посторонние объекты и люди с нестандартным поведением. Если бы все машины были беспилотными, было бы проще. А сейчас мы вынуждены обучать автомобили нерациональным решениям, которые не укладываются в строгую машинную логику. Вот главная проблема. Нужно накатать миллионы километров тренировочных заездов, чтобы обучить электронный мозг. И, конечно, важным фактором станет единая информационная среда для всех таких автомобилей.

[image16665]

 

- Существует ли уже единый стандарт в индустрии, который позволял бы любым автомобилям обмениваться данными между собой?

- На данный момент такого стандарта нет. Есть набор различных инициатив и группы партнеров, совместно работающих над подключением автомобилей к сети и инфраструктурным системам. Это и вопрос используемых технологий, и программного обеспечения. Я очень надеюсь, что мы все в итоге придем к какому-то одному стандарту, в соответствии с которым будет работать интернет вещей, частью которого станут и автомобили. 

- Будут ли использоваться облачные хранилища данных, и стоит ли пользователю автомобиля рассчитывать на возможности "облака" для хранения личных данных, например, своей музыкальной коллекции или фотографий, доступных в любой из машин? 

- Мы действительно храним некоторые данные на наших серверах, но это не касается персональной информации. Сейчас каждый клиент Volvo может зарегистрировать несколько машин в своем приложении Volvo On Call, но мы не знаем, кто он, и не следим за ним. Хранить личные данные вроде музыки смысла нет – обычно все нужное у пользователя есть на персональном смартфоне, и наша задача состоит в том, чтобы сделать хорошую интеграцию между личным устройством и машиной. 

[image16663]

 

- Нет ли опасений, что государственные органы обяжут компании передавать им информацию о перемещениях людей, в том числе и для того, чтобы их штрафовать за нарушения правил?

- В системе Volvo On Call пользователь может включить режим сохранения точек, которые он посещал, но эта информация будет доступна только ему лично. Мы можем получить доступ к ней, но только в экстренных случаях, когда ведется расследование какой-либо аварии. При этом данные все равно остаются анонимными. 

- Будет ли автомобильная электроника требовать обновлений, и есть ли порог, после которого автомобиль уже не сможет работать с более новыми программами? 

- Вопрос действительно актуален. Скоро мы выпустим программные обновления для XC90, которые коснутся не только медиасистемы, но и других узлов. Пока для этого придется заехать на сервис, и это не очень удобно – все равно, что носить смартфон в магазин каждый раз, когда выходят новые версии приложений. Вскоре появятся технологии обновления на лету. А на тему "железа" волноваться не стоит. Самый мощный компьютер, который у нас сейчас есть – это автомобиль. Конечно, трудно заглянуть на 7 – 10 лет вперед. Очевидно, что за это время появятся новые технологии, и мы не можем быть уверены, что мощности автомобильного компьютера хватит на весь срок службы машины. Но сейчас это достаточно мощное "железо". 

бесключевой доступ беспилотный автомобиль электроника
Фото: Getty Images

 

- Зачем производители продолжают стоить сложные и очень дорогие медиасистемы, если можно интегрировать в машину обычный смартфон и использовать его мощности? 

- В автомобиль интегрировано очень много частей, которые взаимодействуют между собой, и мы не можем делить их на части. Медиасистема XC90 – это еще не планшет в привычном понимании, но уже близко к нему. У него четыре основные функции: навигация, медиапроигрыватель, телефон и функция для работы со смартфоном пользователя. Кроме того, есть еще и настраиваемая панель приборов, и проекционный дисплей. Это все связано между собой и удобно управляется. Мы делаем новые приложения для использования со смартфоном, их пока немного, но мы не готовы пустить в машину любые чужие программы, поскольку не можем быть уверены в их безопасности. Хотя в целом идея мне нравится.

- Верно ли представление о том, что производителям все сложнее продавать машины, поскольку люди все чаще отказываются от личных машин? Меняется ли при этом подход к проектированию электронных систем? 

[image16670]

 

- Автопроизводители всегда немного запаздывают. То, что выходит на рынок сейчас, было запланировано три года назад. Но мы держимся трендов. Мы можем использовать телефон-ключ в системах каршеринга, аренды либо для передачи управления другому человеку, и он появился именно потому, что мы увидели такую потребность. Все в индустрии ищут различные подходы к тому, как будет меняться мобильность. У нас есть свои суждения на тему будущего, и мы будем добавлять в наши машины все больше возможностей для их реализации. Хотя автомобиль останется автомобилем. Смарт-ключ не вытеснит традиционный, а будет лишь дополнительной функцией. 

Иван Ананьев


От редакции avtomir.zahav.ru: Последняя фраза - явно дань уважения нашим привычкам. Но вообще-то, просто голова кружится от такого будущего. И сразу рождается много незаданных вопросов.

Шведский специалист как истинный энтузиаст тотальной "смартфонизации" (а заодно и своей фирменной системы) говорит о возможности сделать подобные технологии "неуязвимыми". Не будем напоминать, что смартфоны иногда разряжаются, их забывают дома, их крадут. Как насчет того, что эффективные способы угона автомобилей с бесключевым доступом УЖЕ появились? Возможно, производители найдут способ решить эту проблему. А угонщики изобретут новые хитрости. Так это и будет продолжаться? И если наша машина окажется защищенной от несанкционированного вторжения так, как наши компьютеры защищены от взлома и вирусов, то беда нам, автовладельцам, беда.

Во-вторых, власти многих стран не оставляют попыток взять под контроль Интернет, и отчасти им это удается. Не возьмут ли они заодно под контроль и наши машины? И после не понравившегося кому-то сообщения в Facebook мы найдем свою машину заблокированной, как и нашу страницу. А потом выяснится, что у властей есть "мастер-ключ", и вообще никто никуда не едет.

В-общем, много неясного. Среди наших читателей наверняка есть специалисты в разных областях, интересно было бы узнать их мнение.

Источник: autonews.ru

Метки:

Читайте также