Zahav.АвтомирZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+25+16

Автомир

А
А

Отказ тормозов: как его предотвратить

Тормози! А педаль "провалилась". От этого не застрахован никто, а чем это чревато, объяснять нет нужды. Но понимая, как работает тормозная система, и соблюдая несложные правила, можно свести к минимуму вероятность ее отказа.

28.02.2016
מערכת וואלה! צילום מסך

Неожиданно отказали исправные тормоза. Педаль просто взяла и "провалилась". И если водителю повезло, то "восстановилась" она до того, как произошло страшное. Конечно, в этом можно винить глюк системы. Но, чаще всего, проблема заключается в тормозной жидкости.

Что не так?

Всем известно, что при сильном нагревании жидкость начинает кипеть — менять свое агрегатное состояние. Вот и тормозная жидкость ведет себя точно так же. И, случается, вместо нее в тормозной системе появляется газ, который, в отличие от жидкости, способен сжиматься.

Получается, иной раз водители сами себя подставляют манерой вождения. Из-за частого резкого торможения тормозные колодки могут чрезмерно сильно нагреться, а жидкость — закипеть. Получившийся газ сжимается — и педаль "проваливается" в самый неподходящий момент.

Фото: Getty Images


Этой проблеме, конечно, уже много лет. О ней узнали инженеры и конструкторы в самом начале развития автомобилестроения. И с тех пор лучшие умы ищут идеальный состав "тормозухи", которая бы и не закипала, и не замерзала.

ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5.1 — это три поколения тормозной жидкости, которые используют в автомобилях. Созданы они на гликолевой основе и отличаются хорошим качеством. Но без ложки дегтя все равно не обошлось. Проблема в том, что все эти ДОТы чрезмерно сильно "высасывают" воду из воздуха. В результате, температура кипения жидкости падает, упираясь в предельно допустимые 150 градусов Цельсия. Вот по этой причине большинство автопроизводителей рекомендует менять жидкость с интервалом в два года. Поскольку при дальнейшей эксплуатации (особенно при агрессивном стиле вождения) возможны сюрпризы с самыми плачевными последствиями.

Но многие автовладельцы на рекомендацию внимания не обращают, деньги-то жалко. А отмазываются чаще всего тем, что, мол, ездят максимально аккуратно и в горы не суются.

Кроме закипания у тормозной жидкости есть и противоположная проблема — замерзание. Жидкость, конечно, вряд ли полностью "околеет", но эффективность торможения снизится очень существенно. Поначалу педаль становится "каменной", а вскоре превращается в "ватную" (особенно после пары-тройки резких торможений). Ну а в качестве "бонуса" идет развитие коррозии в системе.

Тормозные трубки сейчас изготавливаются из стали с нанесением специального защитного слоя, но от ржавчины это их все равно не спасает. Рано или поздно она обязательно появится, причем и снаружи, и изнутри. Поэтому их состояние тоже нужно периодически проверять. Особенно это касается алюминиевых поршней в чугунных тормозных цилиндрах. Им достаточно совсем небольшого количества влаги, чтобы они попали под воздействие коррозии.

Фото: Getty Images


Как с ней обращаться?

Хранить тормозную жидкость необходимо в герметичной емкости, дабы избежать ее контакта с воздухом. Поскольку из-за этого жидкость может начать постепенно окисляться, набирать большое количество ненужной влаги или же просто испаряться.

Еще нужно помнить, что тормозная жидкость — это горючее и легковоспламеняющиеся вещество. Поэтому курить или просто баловаться со спичками рядом с ней чревато не самыми приятными последствиями. К тому же, "тормозуха" ядовита, и попадание ее в организм может привести даже к летальному исходу. Если жидкость все же попала внутрь, нужно как можно скорее промыть желудок. Если в глаза — промыть их чистой холодной водой. И, конечно, стоит сразу заглянуть к врачу.

Требования к "тормозухе"

Главные требования к тормозной жидкости — по вязкости и температуре кипения. Но и есть и другие, не менее важные параметры. Например, отсутствие какого-либо воздействия на резиновые манжеты, находящиеся между цилиндрами и поршнями гидропривода. Дело в том, что жидкость при контакте с резиной может увеличить последнюю в объеме. Но это воздействие не должно быть слишком сильным.

Важную роль играет, конечно, и защита металла от коррозии. Тормозная система устроена так, что для появления "рыжей гадости" там созданы хорошие условия — ведь различные узлы сделаны из разных металлов. Чтобы избежать коррозии, тормозную жидкость "прокачивают" добавлением различных ингибиторов, которые и отвечают за сохранность металлических, алюминиевых, латунных, чугунных и медных деталей.

Нельзя забывать и о смазке пар трения. Ведь смазывающие свойства тормозной жидкости влияют на износ поверхностей цилиндров, уплотнителей, а также поршней.

Ну и, конечно, важна стабильность работы при сильных колебаниях температуры. В идеале, тормозная жидкость не должна менять своих характеристик в диапазоне от -40 до +100 градусов. При этом не поддаваться окислению, расслаиванию и успешно противостоять появлению всевозможных отложений.

Прибор для проверки

Прогресс, как известно, не стоит на месте. Поэтому сейчас есть самые разные приборы, с помощью которых можно проверить состояние тормозной жидкости.

Фото: Getty Images

Читайте также


В принципе, эти устройства не представляет из себя ничего сложного. Можно даже не листать инструкцию в поисках русских слов. Нужно всего лишь соединить зажимы с аккумулятором, опустить щуп в бачок с жидкостью и посмотреть, какие показания появились на шкале.

Поскольку эти устройства профессиональные, и предназначены для автосервисов, с их помощью можно определить "самочувствие" тормозной жидкости на достаточно высоком уровне.

Всего лишь несколько минут потраченного времени могут многое сказать о состоянии всей системы. А главное, ответить на вопрос: пора ли менять тормозную жидкость, или еще можно покататься со старой.

Павел Жуков

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке