На чье убийство запрограммируют автопилот: водителя или пешехода?
Фото: Wikipedia
На чье убийство запрограммируют автопилот: водителя или пешехода?

Самоуправляемые автомобили — один из главных технологических трендов. Функции автопилота уже получила, например, Tesla Model S, пускай и в урезанном виде. Toyota, Nissan, Volvo и даже Google вовсю тестируют свои модели машин на самоуправлении. Apple для создания «машины будущего» переманила в свой штаб несколько топ-менеджеров известных автоконцернов. Однако факт наличия в автомобиле искусственного интеллекта порождает вопросы, иногда даже этического характера. "РБК Стиль" — о вопросах, на которые придется ответить производителям автомобилей и властям.

Фото: Getty Images

 

1. Чья жизнь для автопилота окажется важнее в аварийной ситуации?

Дано: самоуправляемый автомобиль на приличной скорости едет по трассе. Неожиданно на дороге появляется группа людей. Затормозить авто не успевает и  остается два варианта: врезаться в пешеходов, что с большой вероятностью приведет к их гибели, либо свернуть в кювет, что, скорее всего, убьет водителя. Что выберет автопилот, зная, что любой вариант приведет к человеческим жертвам? Вопрос не риторический, потому что создатели автомобилей обязаны будут запрограммировать автопилот на то или иное действие. Жизнь водителя или пешеходов в итоге сохранит автомобиль?

Фото: пресс-служба

 

По мнению Жана-Франсуа Беннефона, сотрудника Экономической школы университета Тулузы, однозначно верного ответа на этот вопрос нет. Он провел исследование, опросив более ста человек. В опросах моделировались ситуации, когда спасти одного или нескольких пешеходов можно лишь ценой смерти водителя. Большая часть опрошенных пришла к выводу, что спасение пешеходов — наиболее рациональная модель поведения для самоуправляемого автомобиля. 

Кроме того, после прохождения опроса участники несколько разочаровались в возможностях автопилота, и заключили, что им больше бы нравилось ехать в подобной машине на заднем сиденье, чем за рулем в качестве водителя. 

Конечно, в будущем производителям полностью самоуправляемых автомобилей придется провести еще тысячи подобных тестов, но если их результаты совпадут с данными Беннефона и на их основе построят модель искусственного интеллекта подобных машин, можно будет сказать: ваше авто будет иметь полное право убить вас, чтобы спасти жизни других людей.

 

2. Можно ли теперь садиться за руль пьяным?

Хорошо иметь на вечеринках друга с машиной. Есть кому сесть за руль и развезти по домам веселую компанию. Плохо только другу, которому нельзя выпить ни грамма. 

Самоуправляемые машины эту проблему, в общем-то, призваны решить. Машина ведь едет сама, так какая разница, в каком состоянии находится водитель, если он не управляет автомобилем? 

К сожалению, по мнению экспертов, в нетрезвом виде будет запрещено садиться и за руль машины с автопилотом. 

Иэн Фолкс, сотрудник Центра исследования происшествий Технологического университета Квинсленда: 

"Для того чтобы запустить самоуправляемую машину, указать место назначения, раздать другие инструкции и включить автопилот, нужно предпринять определенные действия. Все они так или иначе относятся к вождению, так что если вы совершаете их пьяным, это можно считать вождением в нетрезвом виде. Более того, это может вылиться в серьезные проблемы, например, когда водителю нужно вмешаться и отключить автопилот в случае непредвиденных ситуаций или отказа оборудования".

Конечно, Фолкс говорит о машинах, помимо автопилота оборудованных и традиционным рулем. Но ведь та же Google тестирует прототип авто, в котором рулевое колесо вообще отсутствует и роль водителя сведена практически к нулю. Значит ли это, что закон разрешит садиться в подобное авто в нетрезвом виде? 

Фолкс считает, что нет: "Правила останутся теми же. Машины с помощью различных устройств смогут ограждать пьяных от вождения, а дорожные службы по-прежнему будут их задерживать".

 

3. Надо ли сдавать на права и учиться водить автопилот?

Для начала выделим два типа самоуправляемых авто: оборудованные рулем и полностью автономные. Первые уже существуют и для их вождения права получать обязательно:

1. Самоуправляемый автомобиль, оборудованный рулевым колесом, от Tesla

При этом даже человек с правами не может чувствовать себя за рулем уверенно: ученые доказали — если машина долго едет на автопилоте, человек отвлекается и не может в случае необходимости (например, аварийная ситуация из-за ошибки бортового компьютера) быстро перехватить управление.

2. Полностью автономный самоуправляемый автомобиль от Google

Патрик Лин, профессор Политехнического университета штата Калифорния: 

"Люди еще не умеют мгновенно реагировать на аварийные ситуация после того, как долго не управляют автомобилем. Они не привыкли к такой смене способа управления". 

Более того, нет даже специальных курсов, на которых владельцев самоуправляемых автомобилей учили бы, что делать в таких ситуациях. В США этот вопрос уже пытаются решить. "Сейчас мы активно обсуждаем курсы и лекции для водителей, — рассказал изданию Spectrum Бернард Сориано, заместитель директора департамента автомобильного транспорта Калифорнии. — Возможно, мы возьмем некоторые элементы из курса по обучения водителей-тестеров в компаниях, разрабатывающих самоуправляемые автомобили". В такой курс входят, к примеру, семинары по возможностям и ограничениям технологии автопилотирования, компьютерные симуляции непредвиденных ситуаций на дороге. 

Департамент транспорта правительства Великобритании в феврале этого года заявил, что не видит необходимости вносить изменения в законы из-за появления автомобилей с функциями самоуправления. То есть их владельцы будут получать права в обычном порядке, без каких-то дополнительных экзаменов. Что касается полностью самоуправляемых авто, без руля, теоретически британцы смогут их водить вообще без прав, считает департамент транспорта. Что думают об этом в других странах, пока неизвестно. 

Дмитрий Петренко

counter
Comments system Cackle