С проектами “штучных” супер-спорт в наше время не выступают только ленивые. Ну а профессиональной автоспортивной команде - с немалым опытом участия в гоночных сериях Формулы 3 - сам Бог велел. Поэтому когда малая GTA Motor из Валенсии, Испания, объявила о подготовке к выпуску высокодинамичного автомобиля под названием Spano, никто особенно не удивился. Другое дело, что новое спорт-купе, по словам директора команды-предприятия Domingo Ochoa, якобы не уступит лучшим моделям Ferrari и Lamborghini…
Амбициозная заявка; интересно посмотреть. Во всяком случае, скоростные возможности у Spano выдающиеся: по сведениям от GTA Motor, с места до 100 км/ч испанский супер-спорт способен разогнаться быстрее, чем за 3 сек. Максимальная скорость объявлена сверх 350 км/ч! Умопомрачительно. И какими же средствами достигается столь выразительная динамика?
Аэрокосмический подход
Рецепт типовой: центральномоторная архитектура и мощный силовой агрегат. У GTA Motor не стали изобретать велосипед и позаимствовали проверенную V-образную “десятку” от крайслеровского Viper. Грандиозный цельноалюминиевый агрегат рабочим объемом 8,4 л доукомплектован приводным компрессором (с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха), и наибольший крутящий момент увеличен тем самым от 760 до 920 Нм. Соответственно максимальную мощность удалось вывести на уровень 780 л.с. при 6300 об/мин – на бензине. Кроме того, предусмотрено исполнение на экологичном топливе E85 (смесь бензин/этиловый спирт), которое допускает повышенное давление наддува. А тогда и мощность увеличивается до 840 сил; мало не кажется?
Занятно, что конструкция двигателя – при колоссальной отдаче – по-американски проста: один-единственный распредвал* – в развале блока, 20-клапанный ГРМ со штангами и коромыслами… Примитив по нынешним понятиям, а вот поди ж ты. Могучая “десятка” монтируется продольно по центру шасси – в блоке с 7-ступенчатой КПП и главной передачей; ведущие колеса, само собой, задние. Коробка передач в вариантах: либо ручная, либо “роботизированная” (работает автоматически или же управляется принудительно – подрулевыми переключателями).
Ходовая выстроена, разумеется, по “формульным” образцам: спереди и сзади подвеска на двойных поперечных рычагах. Винтовые пружины, амортизаторы регулируемой жесткости, поперечные стабилизаторы. Электронноуправляемая “активная” подвеска, в конструкцию которой заложена возможность изменения посадки автомобиля над ходовой поверхностью. Так, нажатием кнопки водитель может увеличить дорожные просвет аж на 8 см: в высшей степени полезно, когда нужно преодолеть неровный участок дороги. Так, чтобы не повредить плоское днище…
Покрышки у Spano по спецзаказу от Pirelli: классные Pzero. Как и положено высокодинамичному автомобилю, резина сзади шире, чем спереди: 255/35ZR и 330/35ZR. И колеса тоже неодинакового диаметра – 19 и 20 дюймов соответственно. Тормоза под стать силовому агрегату: карбон-керамические диски диаметром 380 мм с 6-поршневыми скобами AP Racing. В “штатном” пакете ABS и продвинутый “трэкшн-контроль” - также по “формульным” стандартам.
Агрегаты и узлы испанского супер-спорт собраны на несущей структуре из углепластиков (армированных кевларом) и “сотовых” материалов - с арматурой из титановых сплавов. Бескомпромиссная аэрокосмическая конструкция (весом в какие-то 56 кг) отличается колоссальной жесткостью на изгиб и скручивание: по сведениям от GTA Motor, в разы выше, чем у всемирно известных моделей. И если так, то в архитектуру Spano заложены серьезные предпосылки первоклассного держания дороги и управляемости; трудно переоценить.
Форма и функция
Дизайном спорт-купе занимался испанец Sento Pallardo (тоже из Валенсии). В общем и целом типовая центральномоторная “камбала” - подобная Lamborghini Murcielago или американскому Saleen S7. Что ж, функция диктует форму (кстати, кузовные панели тоже из углепластика). Хотя выразительной индивидуальности испанский супер-спорт вовсе не лишен: агрессивный передок со сдвоенными воздухозаборниками и bi-ксеноновой светооптикой, целеустремленный профиль. Скульптурно прогнутая вниз дуга на боковинах, двери без ручек… Одного взгляда достаточно, чтобы оценить динамический потенциал автомобиля: шутки в сторону.
Но главное, не во внешности, а в аэродинамике. То есть, обтекаемость у Spano как раз посредственная: коэффициент сопротивления воздуха - 0,35. При лобовой площади около 2 м2аэродинамический фактор не лучше, например, чем у фольксвагеновского “гольфа” VI. Тут другое: у супер-спорт активная аэродинамика. Здесь все подчинено одной цели: прижать автомобиль к ходовой поверхности – на характерных для него скоростях. Передний “фартук”, мощное “антикрыло” сзади. Плюс диффузор Вентури под ровным днищем, который действует тем эффективней, что “активная” подвеска поддерживает на ходу правильную посадку машины. Должно быть, при скорости под 3 “сотни” Spano стелется над дорогой; только не засните за рулем.
А вот насчет топливной экономичности Spano лучше не спрашивайте… Ну чего ожидать от простодушной 8,4-литровой “десятки” (даже с двойным распредвалом)? И в сообщениях GTA Motor о расходе горючего не говорится ровно ничего; вопрос не в тему.
Коммерческий проект
На оформление и отделку “кокпита” у GTA Motor не пожалели ни усилий, ни средств. Спорт-сиденья с электросервомеханизмами регулировки, подогревом и вентиляцией, натуральная кожа тонкой (испанской) выделки с вышитыми анаграммами GTA, углепластики, матполированный алюминий… В списке эксклюзивов Spano - прозрачная панель крыши (атермальное стекло, управляемо темнеющее в зависимости от наружной освещенности) и много чего еще. Ну а о таких вещах, как климат-контроль, скрытая подсветка и “ручник” с электроприводом не стoит и говорить; all included.
Читайте также
Вроде и пожелать нечего, тем не менее, автообозреватели, которые успели познакомиться с предсерийным прототипом, указывают на невыразительное оформление интерьера и спорное качество отделочных материалов. Обычное для “штучных” изделий дело: малому продуценту – вроде GTA Motor – легче добиться баснословной динамики и замечательной управляемости автомобиля, чем класса исполнения и сборки, принятого в эксклюзивном сегменте рынка. Крайне непросто. Правда, те же обозреватели отмечают крупноформатный TFT-монитор на передней панели, куда выводится полезная для водителя текущая информация. Он же служит для обзора назад – через телекамеру, размещенную на “корме”. Удачное решение.
Длина Spano - 4,65 м, ширина -1,98, высота - 1,2 м; характерные для супер-спорт пропорции. Немаленькая колесная база - 2,8 м, в пределах которой размещен 2-местный “кокпит” и смонтирована литражная “десятка”. Свободного места нет, однако багажник предусмотрен. Даже два – на 100 л спереди и 200-литровый сзади; в общей сложности не так мало. Снаряженный вес автомобиля, по сведениям от GTA Motor, - какие-то 1350 кг; великолепная спортивная форма. Интересно, удастся ли испанцам выдержать, как выражаются авиаконструкторы, “культуру веса”? Не прибавит ли реальный Spano лишний центнер – против предсерийного прототипа? Такое нередко происходило с проектами супер-спорт – причем не только с безнадежным “вейроном” (крайний случай), но и с замечательным Porsche Carrera GT. “Культура веса” - дело тонкое.
Проект мелкосерийный: по замыслу, намечено построить (вручную) лишь 99 экземпляров бесподобного Spano. Причем за каждый из них Доминго Очоа намерен запрашивать по … 670 тыс. долл. Кроме шуток: автомобиль экстремальный, и цена у него запредельная. То есть, у GTA Motor рассчитывают выручить, по проекту, около 65 миллионов долларов. И получить примерно 10 млн прибыли (до налогообложения).
Да, Spano в разы дороже, чем Ferrari 599 GTB, - не говоря уже о скромной F430. Впрочем, назначить цену нетрудно, гораздо сложнее продать товар по названной цене. GTA Motor ведет шумную маркетинговую кампанию и готовится экспортировать свое штучное изделие не только в страны Европейского союза и Северной Америки, но и в эмираты. А также в Россию: страна богатая, нефтедоллары текут рекой. Во всяком случае, до недавних пор…
По слухам, готовится также и специсполнение Spano – для участия в гоночной серии FIA GT. Как говорится, по полной программе. Пожелаем г-ну Очоа и его коллегам успеха в смелом замысле – коммерческого и спортивного. И примем их опыт к сведению; вот так делаются настоящие дела.
*Распредвал у “десятки” один, но … двойной. Уникальный механизм CamInCam (вал внутри вала) от Mahle: внутренний кулачковый вал приводит впускные клапаны, тогда как пустотелый наружный работает с выпускными. Один вал может смещаться относительно другого по фазе до 45 градусов (до 90 градусов по углу поворота коленчатого вала): фазовращение, которое до сих пор применялось лишь в ГРМ по схеме DOHC. То есть, с двумя распредвалами – раздельно для впуска и выпуска.В механизме CamInCam валов по сути тоже 2, только размещены они соосно. Прикольная конструкция.
Фото: GTA Motor, Mahle, theshine.ru