Компании-импортеры торжествуют. Как сообщает WallaNews, за три года в Израиле продано 700 000 новых машин. Минфин потирает руки: продажи машин принесли в казну 10 миллиардов налоговых шекелей. Специалисты, оценивая состояние транспортной инфраструктуры, бьют тревогу.
...Опять Аялон в час пик превратился в сплошную пробку? И министерство транспорта опять отчиталось, какие меры оно приняло в связи со строительством трамвая в Гуш-Дане. И как всегда нашлись те, кто подсчитал, что эти меры недостаточны...
Нет смысла вникать в этот спор, он затеян, чтобы отвлечь внимание от главной проблемы. 700 тысяч новых машин за три года. Если вычесть отсюда те 300 тысяч машин, которые пошли в утиль, останется 400 тысяч. Чистое прибавление. Если выстроить все эти машины вплотную бампер к бамперу, получится сплошная железная лента протяженностью 1600 километров. И эта лента влилась в израильскую дорожную сеть, протяженность которой всего 17 с половиной тысяч километров. Причем, по понятным причинам, большая часть автомобилей осела в Гуш-Дане.
Читайте также
Сам этот рост, видимо, неизбежен. Вопрос, насколько верно угаданы его темпы. И вот здесь и кроется проблема: темпы угаданы совершенно неверно. Потому что десятилетия назад, когда определялись основные направления нынешнего развития дорожной инфраструктуры, в Израиль каждый год прибывало порядка 140 тысяч новых машин. Такое число и закладывалось во все расчеты. Тогда как сейчас каждый год прибывает 220-240 тысяч, а по прогнозам, только в январе в Израиль прибудет 30-35 тысяч новых машин. Это очень серьезный просчет и, может быть, даже повод к расследованию.
Поскольку просчет исправить нельзя, возникает вопрос: нельзя ли как-то сдержать этот поток прибывающих машин? И здесь кроется вторая часть проблемы: никто не знает, как это сделать.
Самый очевидный выход: сделать так, чтобы покупали меньше машин, развивая общественный транспорт, можно отбросить сразу. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Общественный транспорт в Израиле слишком поздно начал переходить на современные рельсы. Сейчас большая часть израильтян, у которых есть альтернатива, рассматривают израильский общественный транспорт как проблематичный со всех точек зрения: с точки зрения удобства, с точки зрения доступности и с точки зрения безопасности. Плюс нигде больше, кроме Израиля, не существующая проблема субботы.
Нет, развивать и реформировать общественный транспорт необходимо, но в ближайшее время это не спасет. Плюс крупнейшие наши транспортные компании неизбежно встанут грудью на пути действительно радикальных реформ, потому, что существующее положение их устраивает.
Попробовать зайти с другого конца - сделать так, чтобы меньше покупали машин и меньше ездили, увеличивая налоги на новые машины и акцизы на бензин? Куда уже увеличивать. Мы и так достигли предела.
Есть, правда, один интересный и еще не опробованный вариант - ввести целевое налогообложение эксплуатации автомобильных дорог. Чтобы те, кто ездит по загруженным дорогам, платили меньше тех, кто ездит по пустым провинциальным шоссе, а те, кто въезжает в Тель-Авив в час пик платили больше, чем те, кто делает это в шесть утра. Справедливо? Справедливо. И может оказаться эффективным.
Но для этого надо, чтобы где-то хранилась вся информация, кто куда когда ездил. То есть, необходимо создать в масштабах страны инфраструктуру на основе GPS, разработать свод финансовых правил, тарифы и так далее. И заранее можно сказать, что этого никогда не дадут сделать министерство транспорта и Минфин. Не потому, что это порождает какие-то правовые проблемы, а потому, что высокие налоги на ввоз машин и акцизы на бензин создали парадоксальную ситуацию. Государство становится прямо заинтересовано в том, чтобы израильтяне покупали больше машин и жгли больше бензина.
По той же причине министерство транспорта и Минфин заблокируют любое перераспределение бюджетных миллиардов в пользу развития общественного транспорта - от амбициозных проектов, польза от которых сомнительна, - вроде скоростной железной дороги в Эйлат.
Вот почему эта цифра - 700 тысяч новых машин за три года - не радует. В пробках стояли, стоим, а скоро будем стоять еще больше.
Дуби Бен-Гедалия
Оригинал статьи