На мотоцикле между рядами: как это делается в других странах
Фото: Getty Images
На мотоцикле между рядами: как это делается в других странах

Все-таки, мы, водители, боимся мотоциклистов, внезапно обгоняющих нас по междурядью справа и слева. Можно ли им так ездить, и правда ли, что так безопаснее? Предыдущая публикация на эту тему вызвала неоднозначные отклики. Вот мнение еще одного специалиста. И хотя написано не про нас, израильским реалиям эта статья соответствует на все сто процентов.

В интернете не стихают споры между мотоциклистами и автомобилистами по поводу самого неоднозначного вопроса, касающегося езды на двухколесном транспорте, которую не так давно затронули и мы. Речь идет о езде по так называемому "междурядью".

Обычно высказываются кардинально противоположные мнения. Те водители, которые предпочитают автомобиль в качестве основного средства передвижения и, как правило, никогда не ездили на мотоцикле, считают езду в "междурядье" опасным неуважением двухколесных хулиганов к остальным участникам дорожного движения. Меры воздействия предлагаются соответствующие: запретить, штрафовать, отбирать водительские удостоверения. Мотоциклисты придерживаются полярной точки зрения, обоснованно считая перемещение между стоящими в дорожных заторах авто чуть ли не единственной панацеей от вездесущих пробок. Оно и понятно: кто захочет стоять между пышущими жаром и воняющими выхлопными газами "коробками", если можно просочиться между ними?

 

Как в России – всем известно

По факту езда между полос находится в "теневой" зоне российских ПДД и никак законодательно не регламентируется: в наших ПДД нет прямого запрета на нахождение в одной полосе автомобиля и мотоцикла. Возможно, только пока. Де-факто сотрудники российской дорожной полиции закрывают глаза на мотоциклы в "междурядье", однако только до того момента, пока не происходит ДТП с участием мотоциклиста.

В этом случае, как правило, байкера-лихача признают виновным в несоблюдении безопасного бокового интервала, и он автоматически становится виновником произошедшей аварии. Однако не пойман – не вор: пока аварии не произошло, отечественные мотоциклисты продолжают использовать "междурядье", порой остающееся единственным средством за разумное время добраться куда-нибудь в задыхающихся от дорожных заторов мегаполисах.

 

А как у них?

Но как обстоит дело с ездой по "междурядью" в других странах? Российские мотоциклисты – далеко не единственные, кто пользуется меньшими габаритами и лучшей маневренностью мотоциклов и скутеров, их главными преимуществами по сравнению с автомобилями. Достаточно вспомнить, как много в английском языке, фактически уже давно ставшем международным, терминов, обозначающих межполосное «доминирование» мотоциклистов. "White lining", "lane splitting", "filtering, "stripe-riding”, "lane sharing" – это все про езду на мотоцикле между автомобилями. Вывод напрашивается только один:

Российские туристы во Франции и Италии могли видеть то, чего не увидишь в родной Москве и Санкт-Петербурге. Какой ужас, вы только представьте себе: множество мотоциклов и скутеров, все просачиваются между автомобилями, причем некоторые настолько "наглеют", что даже опираются руками на соседние автомобили во время остановки на светофоре. Дальше – больше. В Таиланде, Вьетнаме, Бангкоке, Индии, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии малокубатурные мотоциклы и скутеры составляют абсолютное большинство транспорта на дорогах, а дорожное движение выглядит для непривычного глаза, как абсолютный хаос. Здесь речь о езде по "междурядью" вообще не стоит, и не мотоциклы, а редкие автомобили робко проталкиваются между остальным транспортом.

 

Исследования, проводившиеся в США и Европе, однозначно говорят, что езда по "междурядью" значительно снижает риск столкновения мотоцикла с кормой автомобиля.

По статистике, в Калифорнии, единственном североамериканском штате, где езда между рядами разрешена законодательно, происходит на 30 процентов меньше столкновений мотоциклов с задней частью автомобилей по сравнению с Техасом или Флоридой, где это запрещено.

Абсолютно легально можно ездить на мотоциклах и скутерах между рядов в Австрии, Бельгии, Бразилии, Хорватии, на Кипре, в Эстонии, Франции, Греции, Италии, Японии, Нидерландах, Норвегии, Омане, Польше, Португалии, Катаре, Испании, Южной Африке, Швеции, ОАЭ, Великобритании, в двух штатах Австралии – Новом Южном Уэльсе (с 1 июля 2014 года) и Квинсленде (с 1 января 2015 года), а также в единственном штате США, Калифорнии (здесь лайнсплиттинг разрешен при "соблюдении безопасности", решение этого сугубо субъективного вопроса остается на усмотрение полицейских). Примечательно, что Калифорния является наиболее экологически неблагополучным штатом США, и у местных законотворцев просто не было иного выхода для снижения выбросов выхлопных газов в атмосферу, кроме как разрешить этим опасным байкерам просачиваться между автомобилями законопослушных калифорнийцев. Во многих штатах США езда между рядами не запрещена напрямую, но правила, обязывающие водителей предупреждать других участников движения о смене полосы движения не менее, чем за 30 метров до начала перестроения, делают подобную практику незаконной. За последние 20 лет во многих североамериканских штатах законы, разрешающие езду на мотоцикле между автомобилями, выдвигались на рассмотрение, однако так не были приняты.

Дальше всех пошли голландские власти, придерживающиеся повсеместного поощрения перемещения своих граждан на велосипедах и мотоциклах. Здесь в случае аварии с участием автомобиля и мотоцикла при движении последнего между полос всегда признают виновным водителя автомобиля. Вот такая забота о "братьях меньших": сел за баранку своего "пылесоса" – будь добр, смотри в зеркала дважды.

 

Выводы из мировой практики

Какие выводы можно сделать? Ездить по "междурядью" нужно и можно.

Любое ограничение этого уже происходящего в крупных российских городах процесса негативно отразится на качестве дорожного движения. Однако никто не будет отрицать, что езда между рядов опасна, и в первую очередь – для самого водителя мотоцикла и его пассажира. Внезапно открытые из-за переполненной пепельницы двери автомобилей и резкие перестроения автомобилистов без включения указателя поворотов – две главные опасности, поджидающие каждого мотоциклиста, решившего протиснуться через очередную пробку.

Абсолютно точно не следует заниматься лайнсплиттингом начинающим мотоциклистам, которым не всегда хватает опыта и навыков и при "обычной" езде. Да и их более опытным коллегам далеко не всегда стоит делать это. Не нужно пытаться "срезать" между рядов на изгибах дороги: одно неосторожное движение рулем заговорившегося по мобильному телефону водителя "тачки" – и вы уже на больничной койке, а то и в черном пластиковом мешке. Также особенно внимательным стоит быть при прохождении "мертвых зон", которые есть в любых, даже самых больших, автомобильных зеркалах. Совсем не стыдно проявить дополнительную бдительность при обгоне "длинномеров", автобусов и тракторов с прицепами: их водители иногда просто физически не замечают мотоциклистов в очень высоких боковых зеркалах.

Напоследок я хотел бы сказать несколько слов московским мотоциклистам. Друзья, я уже очень давно за рулем мотоцикла, а начинал ездить на своем первом "совкоцикле" ещё тогда, когда московский трафик был совсем другим, намного менее плотным и напряженным. Автомобилей на столичных дорогах всё прибавляется и прибавляется, и два колеса, на мой скромный взгляд, остаются единственным не унижающим человеческого достоинства способом перемещаться по российской столице. Я – один из вас, и я всё понимаю, мы все хотим побыстрее добраться домой или на работу. Я догнал в междурядье не одну тысячу мотоциклистов, еще столько же догнали меня.

Но то, как некоторые из нас ведут себя на дороге, внушает мне стыд за всех мотоциклистов. Все эти постоянно включённые «аварийки», слепящий автомобилистов и мотоциклистов дальний свет, рычание "прямотоками" и постоянное использование "бибикалки" по поводу и без повода говорят о вас как о водителе только одно: вы не умеете ездить.

Более того, вы не уважаете других участников движения, а зачастую ведете себя откровенно по-хамски. Мотоциклист, помни главное правило: на дороге тебе никто ничего не должен. А если что-то не получается, то, к счастью, сейчас появилось много способов отточить до необходимого уровня свое водительское мастерство. Мотошколы разного уровня подготовки, мотокросс, гоночный трек, – выбор есть на любой вкус и кошелек. Давайте будем проявлять на дорогах взаимное уважение, и тогда, я уверен, дорожно-транспортных происшествий станет намного меньше.

Алексей Ковпак

counter
Comments system Cackle