Когда появились первые электромобили
Это немного похоже на историю с динозаврами. Кажется, они жили так давно, что ничего интересного в ту эпоху не могло быть. А ведь известно, что эволюция и существование рептилий длились дольше всех известных организмов Земли.
Так же и на рубеже XIX - XX веков, оказывается, существовали и успешно эксплуатировались электрические автомобили - которые тогда были лучше бензиновых машин. Тогдашние "электрички" выпускались различными компаниями и имели кучу преимуществ перед машинами с ДВС. Но впоследствии что-то пошло не так.
Первые более-менее пригодные к использованию электрические транспортные средства появились практически одновременно с бензиновым авто Карла Бенца (1886 г.). Во Франции первая "электричка" появилась в 1881-м году, в Великобритании - в 1884-м, в Германии - 1888-м. Первый электромобиль в Соединенных Штатах был разработан в 1890-1891 годах.
Тогда и началось соревнование за кошелек потребителя, а на самом деле - за путь, по которому пойдет развитие самого массового вида транспорта человечества на ближайшие полтора века (теперь уже можно назвать именно такой период).
Первые электромобили и первые бензиновые авто
Интересно взглянуть на ту эпоху с наших теперешних позиций - в первой четверти ХХІ века. Ведь сейчас мы тоже переживаем электромобильный бум и тоже, честно говоря, наблюдаем, что распространение электромобилей пробуксовывает...
Так чем первые электромобили были лучше первых бензиновых авто?
• Проще в управлении. У первых электромобилей не было сцепления (тугая педаль), селектора коробки передач (огромный рычаг за бортом). А главное - не надо было каждый раз для запуска мотора вращать "кривой стартер" - большую ручку спереди (электростартеров тогда не было).
• Более надежные. Уровень технологий той поры еще не позволял делать двигатели внутреннего сгорания (ДВС) безотказными. Шоферам бензиновых авто приходилось частенько что-то подкручивать, регулировать, доливать... У "электричек" силовой агрегат был проще - и проблем с ними было меньше.
• Более комфортные. Тогдашние машины с ДВС из-за несовершенства многих систем отличались вибрациями и шумом. Электромотор, имея хорошо сбалансированный якорь - единственную вращающуюся деталь в двигателе, создавал на порядок меньше вибраций и шумов.
• Отсутствие запахов. Топливные автомобили первых поколений распространяли целый набор ароматов: выхлопа, бензина, горелого масла. Причем часто эти запахи имели и визуальное воплощение - дым отработанных газов, пар от системы охлаждения открытого типа. На этом фоне чистенькие электромобили были просто образцом гламура.
Недостатки первых электромобилей
Минусы у первых электромобилей были те же, что и у нынешних - более 100 лет спустя. Но в целом список недочетов отличается:
• Длительное время пополнения запаса энергии.
• Большая масса электромашины из-за свинцовых батарей - громоздких и тяжелых.
• Ограниченная сеть зарядных станций.
Обратите внимание, что в списке преимуществ мы не упоминаем ограниченный пробег. Рядовой бензиновый автомобиль в то время не мог иметь принципиально больший пробег от заправки до заправки. Потому что баки были небольшие, аппетит ДВС - немалый, а кроме того, те моторы надо было часто заправлять маслом и водой.
Электромобили первого поколения
Машины с электроприводом вплоть до начала 1920-х годов держали свои позиции, продавались населению и использовались как коммерческий транспорт.
Они позиционировались как городской транспорт, как машины для женщин, работали в коммунальных службах, в такси, в почтовой службе, в шахтах и на предприятиях.
В Соединенных Штатах на начало ХХ века 40 процентов автомобилей имели паровой двигатель, 38 процентов работали на электричестве и только 22 процента - на бензине.
В конце концов, именно электромобиль первым преодолел барьер скорости в 100 км/ч, а еще батарейные авто устанавливали массу других рекордов - в частности, на дальность поездок!
Почему электромобили проиграли гонку
За тридцать-сорок лет развития электромобили "первой волны" достигли апогея своих характеристик. И уперлись в те же две проблемы, которые сдерживают их генезис и сейчас:
1. Возможности батарей запасать много энергии.
2. Возможности батарей быстро пополнять запас энергии.
А двигатели внутреннего сгорания к середине 1920-х годов стали окончательно товарным продуктом: достаточно надежными, достаточно долговечными и вполне доступными.
Сто лет спустя у нас есть шанс воочию увидеть, как электрички используют свой второй шанс и в конце концов обойдут ДВС на крутом повороте истории. Или не обойдут. Подождем.
Читайте также
При подготовке статьи были использованы материалы Autogeek, Autocar и rarehistoricalphotos.com.