В новом отчете МЭА "Что дальше для мировой автомобильной промышленности" обозначены вызовы и возможности, связанные с перемещением международных центров производства и продажи автомобилей. Изменение ориентиров происходит на фоне роста мирового спроса на электромобили.
Как говорится в исследовании МЭА, география мировой автомобильной промышленности претерпевает значительные изменения, а продажи электромобилей растут. Точно установлены потенциальные последствия для действующих производителей автомобилей и их стран, включая возможности для повышения конкурентоспособности в условиях быстро меняющейся среды.
Отчет содержит первый в своем роде анализ сектора, основанный на обзоре рыночных данных и данных о расходах, а также консультациях с участниками отрасли.
Китай - центр мирового производства
На КНР сейчас приходится 40% мировых мощностей по производству автомобилей, тогда как на Европу и Северную Америку приходится по 15%.
Китай обогнал Европейский Союз и стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей в 2024 году.
География рынка изменилась кардинально:
• на Китай и развивающиеся страны, приходится более 50% глобальных продаж авто;
• Китай производит 40% мировых автомобилей и стал крупнейшим экспортером в 2024 году;
• 70% электромобилей, проданных в мире, собраны в Китае.
Три структурных сдвига в мировой автоиндустрии
По словам исполнительного директора МЭА Фатиха Бирола, "мировая автомобильная промышленность сейчас переживает серьезные изменения, которые имеют значительные последствия для экономики всего мира и для энергетического сектора".
На основании анализа он выделил три масштабные тенденции, что сейчас формируются:
• изменение географии производства;
• изменение регионов, формирующих спрос;
• изменение технологий - от ДВС к электротяге.
Эти процессы будут иметь значительное влияние на энергетику и экономику.
Вызовы для традиционных производителей
Действующие автопроизводители вынуждены одновременно:
• поддерживать производство авто с ДВС для части рынков;
• инвестировать в масштабирование электромобилей;
• конкурировать с новыми игроками, которые быстро наращивают долю на EV-рынке.
Почему Китай производит дешевле
В отчете отмечается, что производство автомобилей в Китае дешевле, чем в развитых экономиках, особенно электромобилей. Это связано, главным образом, с такими факторами, как крупномасштабное производство и вертикальная интеграция. Цены на энергоносители и затраты на рабочую силу также способствуют этому, но в меньшей степени.
Производство электромобилей в Китае существенно дешевле из-за:
• крупномасштабных заводов и вертикальной интеграции;
• более низкой стоимости батарей (на 30% ниже, чем в Европе, и на 20% - чем в США);
• эффективности производственных процессов;
• 40% разницы в цене объясняется именно более дешевыми компонентами силовой установки.
Читайте также
- Какие бренды переводят свои электромобили на ИИ
- Какие электромобили теряют меньше всего запаса хода через три года
- В Израиле повышается налог на электромобили
- Toyota анонсировала твердотельные аккумуляторы с ресурсом 40 лет и запасом хода 1000 км
- Что объединяет моторы и батареи и почему они так различаются в автомобилях
Можно ли догнать Китай
Отчет МЭА отмечает: разницу в стоимости батарей можно сократить. Установлено, что 50-процентные преимущества Китая - это результат производственной эффективности и автоматизации.
Страны с развитой экономикой могут достичь подобных показателей только при условии инвестиций и масштабирования производства. Однако на нынешнем этапе это практически не реально.