Многие известные автопроизводители имеют в своих каталогах продукцию, далекую от автотематики. Почему гиганты автопрома занимались - и занимаются! - швейными машинками, колбасками и столовыми приборами - и что с того имели автомобилисты?
О пользе потребителям от непривычных продуктов автомобильных брендов читайте в материале РБК-Украина.
КрАЗ: мосты и кукуруза
В середине 1950-х годов Кременчугский автозавод (КрАЗ), который впоследствии стал одним из крупнейших производителей грузовиков в мире, специализировался на кукурузоуборочных комбайнах КУ-2А. Эти машины поставлялись в украинские колхозы и хозяйства других советских республик, а также экспортировались за границу, в частности в Германию. Всего было произведено более 14 тысяч таких комбайнов.
А когда завод переориентировался на грузовики, ежегодно с его конвейера сходило до 30 тысяч машин КрАЗ. Интересно, что до комбайнов завод выпускал... металлические мосты для рек.
Opel: швейные машинки и велосипеды
До того как стать автопроизводителем, Adam Opel основал компанию (в 1862 г.), которая производила швейные машинки. Впоследствии фирма переключилась на велосипеды, а уже в XX веке - на автомобили.
Собственно, ничего удивительного - и машинки, и велосипеды в то время были технически сложными изделиями. И именно на них Opel оттачивал свои будущие высокие автомобильные технологии - благодаря им нынешние "Опели" являются такими совершенными, какими мы их видим теперь.
Volkswagen - колбаски карривурст
Удивительно, но в 2024 году у автомобилей концерна Volkswagen самым мощным внутренним конкурентом были ... мясные изделия. Самым продаваемым продуктом Volkswagen стала не машина, а карривурст - традиционная немецкая колбаска. Компания производит ее на собственном заводе в Вольфсбурге, и она имеет даже собственный номер детали в каталоге запчастей.
Трудно сказать, как колбаски влияют на качество "Гольфов" и "Пассатов", но точно, что "мясные" прибыли помогают концерну пережить непростые времена.
Peugeot: кофемолки и велосипеды
Еще до автомобилей Peugeot производила кофемолки, велосипеды, пилы и другие бытовые товары. Их кофемолки до сих пор считаются коллекционными предметами, а перечницы с маркировкой Peugeot наши журналисты не раз видели на столиках в европейских ресторанах.
Toyota: ткацкие станки
Первой технически сложной конструкцией марки Toyota были ткацкие станки, причем автоматические - они сами останавливались при обрыве нити.
Со временем основатели увидели на рынке технически сложных изделий еще одну рыночную нишу - автомобили. И чтобы получить капитал на открытие автомобильного производства, владелец бизнеса Сакити Тойода продал лицензию на этот самый автоматический ткацкий станок.
Причем масштабный подход сработал и здесь: автомобили проектировались такими, чтобы продаваться на рынках богатых развитых стран. Начали с Америки, получилось не сразу, но сегодня о качестве автомобилей Toyota рассказывать не требуется.
Между прочим, нынешняя эмблема Toyota - случайно или нет - напоминает собой несколько переплетенных нитей.
Renault: просто танк
К началу Первой мировой войны французская компания Renault уже массово тиражировала легковые автомобили. Конечно, война обвалила продажи, компания начала искать новую востребованную продукцию... И чтобы "не сбивать руку", перешла на боевые машины.
Так инженеры Renault под руководством самого Луи Рено заложили основу для будущего развития танковой техники в мире. Пехотный танк Renault FT стал первым образцом классической конструкции танка: управление спереди, боевое отделение - в центре, а двигатель - в задней части корпуса. Новаторский танк весил 6,5 тонны, имел бензиновый двигатель в 39 л.с. и скорость до 20 км/ч. Кроме Франции, модель производили по лицензии также в США, России и Италии.
Mazda: пробки для бутылок
Компания Mazda в 1920 г. начинала как производитель изделий из пробки - от пробок до изоляционных материалов. Но через пять лет кардинально изменила направление деятельности: начала выпуск мотоциклов, а к 1930-му - трехколесных (!) грузовиков, которые в то время пользовались популярностью в Японии.
Интересно, что эти транспортные средства экспортировали даже в Китай. Именно в этот период появился бренд Mazda. А первый четырехколесный автомобиль компания представила в 1960 году. Как и многие японские машины того времени, он больше напоминал мотоцикл с крышей - но уже через год в производство пошли более-менее нормальные пикап и седан Carol.
Читайте также
Самое главное
Почему автопроизводители занимались неавтомобильной продукцией? Исторические обстоятельства, экономические кризисы, войны, эволюция бизнеса - собственно, ничего удивительного. Ведь на рынке выживает сильнейший, и именно такие компании мы видим среди нынешних автомобильных производителей.
Поэтому их история - пример гибкости, изобретательности и способности адаптироваться. Швейная машинка Opel, колбаска Volkswagen или кофемолка Peugeot - все это часть большого наследия брендов, которые мы знаем и любим.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre, Autobild и L'Automobille.