Несмотря на развитие электричек и гибридов, по-настоящему живучие дизельные машины не сдают позиции - особенно среди тех, кто ездит не по городу, а по маршрутам, где важнее ресурс, чем новизна.
1. Toyota Land Cruiser (серии 100/200 с дизельными моторами 1HD-FTV/1VD-FTV/др.)
Ленд Крузер на дизеле - это как старый рок-гитарист. Ему все нипочем, но требует ухода. Особенно, если речь идет про версии 100 и 200 с моторами 1HD-FTV или 1VD-FTV. Эти двигатели не гонятся за рекордами ускорения, зато умеют главное - ехать, где другие начинают паниковать. Пыль, глина, разбитые тракты, полугодовой оффроуд на севере - и все это без истерик. Понятно, почему его уважают в регионах, где асфальт считается архитектурной редкостью.
Самые популярные версии могут пройти 400-500 тыс. км и не попросить капитального ремонта. Отчасти секрет в простоте - никакой лишней вычурности, механика надежна, расходники есть на любой вкус, а мастеров, которые с ним работали, больше, чем тех, кто учил английский по песням Metallica.
Но ресурс не отменяет привередливости. Плохая солярка - его враг. А если забыл про обслуживание (турбины и топливную аппаратуру), то готовь кошелек. В городе тяжелый дизель чувствует себя так себе - габариты, вес и аппетит на топливо тут не в его пользу.
2. Volkswagen/Audi с моторами серии 1.9 TDI или 2.0 TDI
Volkswagen и Audi с моторами 1.9 TDI - это не просто автомобили, а почти культурное явление. На этих дизелях выросло целое поколение таксистов, логистов и просто фанатов долгих трасс. Мотор простой, живучий и прощает многое, если не все. Люди на форумах нередко вспоминают, как проехали полмиллиона и только недавно задумались о сцеплении.
Дизель 2.0 TDI - уже другая история. Он поумнел, стал тише, чище, но и чувствительнее. Особенно в версиях, где инженеры решили поиграть с мощностью и обвесили мотор всевозможной электроникой. Все, что связано с экологией - EGR, AdBlue, сажевый фильтр - потенциальные источники хлопот, когда машина видит трассу реже, чем снег летом.
Все равно эти двигатели по-прежнему на слуху. В обзорах о дизелях часто мелькают VW и Audi - от "Гольфов" до "Пассатов" и "Туарегов". Европейская классика, которая еще поборется за внимание, даже если тебе кажется, что дизель - это уже из другой эпохи.
Многое зависит от поколения, но если выбирать с умом - такие моторы до сих пор служат верой и правдой вне больших городов, где трасса длиннее пробки.
3. BMW (с дизельными моторами серии M57/B57 и др.)
Если дизель и может быть стильным, то это точно M57 от BMW. Шестикотловый мотор, который ставился на "трешки", "пятерки", X3 и X5, давно закрепился в статусе ветерана, который умеет держать удар. Он не выпендривается, но если соблюдать режим - менять масло, не забывать про фильтры и хотя бы изредка заботиться о турбине - может проехать и 300, и 400 тыс. При этом оставаясь вменяемым по ощущениям за рулем.
Этот дизельный мотор не про шумовые эффекты, а про тягу. И пусть сам автомобиль может быть возрастным, если под капотом живет M57 - он все еще может удивить.
Появившийся позже B57 - уже другая история. Это все еще шесть цилиндров, но теперь с кучей приблуд. Инженеры добавили электроники, заботливо внедрили новые схемы впрыска и экологические штуки, из-за которых мотор стал чуть более капризным. Да, он мощный, да, он тихий, да, едет бодро. Но чувствует каждую каплю топлива, как бариста - кофейное зерно.
4. Renault Kadjar (с дизельными двигателями dCi)
Renault Kadjar - машина без понтов, зато с приличным ресурсом. Для этого надо выбрать версию с дизельным мотором dCi без избыточной мощности. Простой по конструкции, не пытается казаться спорткаром, но в своем ритме идет уверенно. В рейтингах надежности его часто хвалят - не просто за скромный характер, а за то, что в нем мало чего ломается, если следить за базовыми вещами.
Понятно, что чудес не бывает. В городе, где машина стартует и тормозит чаще, чем разговаривает водитель, мотор устает. Слабые места - это впрыск, турбонаддув, электроника, EGR. Все, что любит трассу и стабильную температуру, а не городские пробки и холодные запуски.
Зато, когда Kadjar живет на смешанном режиме и обслуживается не "на отвали", он показывает себя с хорошей стороны. Многие говорят, что это один из тех дизелей, про который не вспоминаешь лишний раз - в хорошем смысле. Поехал и поехал.
5. Skoda Kodiaq (с дизельными моторами группы VAG/TDI)
Skoda Kodiaq - из тех машин, что не лезут на сцену, но уверенно держатся в кадре. Вроде бы Skoda, а по факту - добротный продукт группы VAG с проверенными TDI-моторами, давно обкатанными на Volkswagen и Audi. Он не притворяется жестким внедорожником, но в полноприводной версии способен удивить за пределами асфальта. На трассе же просто удобен: простор, стабильность и предсказуемость в управлении.
Моторы в нем знакомы по всей линейке концерна. TDI тут не новички и уже заработали репутацию "долгожителей", но в условиях нормальной эксплуатации. Правда, у городских версий часто проявляются те же слабости, что и у собратьев по платформе - сажевый фильтр, EGR, система впрыска. Все эти детали не особо дружат с короткими маршрутами и редкими поездками.
Дизельный Kodiaq - вариант для тех, кто хочет проехать пару сотен тыс. км, особо не заглядывая под машину. Просто следить, что залил нормальное топливо, не забывать про сервис и не изображать раллийный болид.
6. Mercedes-Benz E-Class (с дизельными двигателями OM-серии)
Mercedes-Benz E-Class на дизеле - это как дорогой костюм, в котором можно пройтись по лужам. Под капотом - моторы серии OM, среди которых ценится OM642. Этот дизель давно ассоциируется с надежностью и умеет вести себя в дороге солидно. Блок крепкий, конструкция продуманная, а тяга уверенная - и на низах, и на трассе.
Любят его за то, что не раздражает, не капризничает и не создает ощущение, что ты за рулем техники из прошлого века. Но у всего есть цена. У Mercedes - особенно. Электроника, фильтры, системы AdBlue, весь этот набор "чистоты" может подкинуть затрат, если что-то пойдет не так. Ремонт - это не про "загнал к знакомому механику в гараж". Это уже про дилеров, спецоборудование и нужный размер банковской карты.
Впрочем, если не гоняться за последними прошивками и давать мотору прогреваться как следует, дизельный Е-класс ответит благодарностью на ровной загородной трассе, где ему по-настоящему комфортно.
7. Volvo XC60/другие модели Volvo с дизелями D-серии
Volvo - это про спокойствие. Это ощущается в версии XC60 с дизельными D3, D4 или D5. Они не для показухи, не для ночных гонок и не для выставок с подсветкой дисков. Это машины, которые просто едут. Каждый день, в любую погоду, с детским креслом на заднем сиденье и полным багажником сумок.
Эти дизели выдерживают холод, трассу и умеренный городской ритм. Многие владельцы хвалят их за то, что не приходится часто вспоминать про двигатель. Шведы постарались сделать моторы надежными, но и привередливость у них присутствует. Особенно в части выхлопной системы и компонентов, связанных с экологией.