Zahav.АвтомирZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+13
Иерусалим
+14+9

Автомир

А
А

Я люблю тебя, Trabant!

Как только его не ругали при жизни, этот символ эпохи ГДР. А теперь это раритет, не хуже других. Прошедший в Германии съезд владельцев автомобиля Trabant выявил неожиданно высокий интерес к этому пластмассовому чуду.

12.08.2015
Источник:avtomir.zahav.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Как только его не ругали при жизни, этот символ эпохи ГДР. А теперь это раритет, не хуже других. Прошедший в немецком городе Носсене съезд владельцев автомобиля Trabant выявил неожиданно высокий интерес к этому пластмассовому чуду.

А ведь я их еще застал. И в немалом количестве. В западной Польше в 2001 году. Есть красивая городская легенда, которую, вероятно, поляки рассказывали тогда каждому, кто спрашивал, что это за странные коньки–горбунки бегают по их городам. Рассказали ее и мне мои польские друзья. Дело было так. Когда пала Берлинская стена, и ГДР и ФРГ объединились, то "весси" - жители Западной Германии - печально вздохнув несчетное число раз при виде наследства, которое им досталось, сказали своим новым согражданам "осси":

- Ну, что ж… Мы готовы принять вас такими, какие вы есть. С вашим поголовным стукачеством, с вашими пионерами в синих галстуках и с вашей застройкой на Александерплац. Единственное, что мы не готовы принять – это ваши машины Trabant. Такого позора немецкого автомобилестроения мы просто не в силах пережить. Не могут ездить автомобили Trabant по стране, которая создала BMW и Mercedes. Пожалуйста, избавьтесь от них.

В ту же ночь тысячи странного вида автомобилей, минуя таможни, хлынули через границу в польские города, жители которых с радостью покупали их по цене металлолома. Причем, это была еще очень приличная цена, поскольку металла в автомобиле Trabant оказалось не так уж много: в основном, он был сделан из пластика. Легенда есть легенда, но у западных немцев были основания переживать из-за обиды, нанесенной немецкому автомобилестроению. В машине Trabant был реализован совершенно немыслимый при других обстоятельствах расклад ролей:

"Немецкий автомобиль – младший брат советского автомобиля".

Фото: Getty Images


 

Между прочим, само слово Trabant – это перевод советского слова, которое прежде чаще употреблялось на всех языках без перевода: слова "Спутник". Присмотримся ближе, в самом деле, что было создано за эти годы и породило столько легенд.

Выпускался Trabant с начала пятидесятых годов народным предприятием Sachsenring Automobilwerke. Объем двигателя 0.5 – 0.6 литра, мощность двигателя 18-26 лошадиных сил. Охлаждение воздушное.

Между прочим, при разработке многих узлов этой машины применялись достаточно новые и прогрессивные технические решения, которые на более престижных марках автомобилей используются и по сей день. Об их малопочтенном происхождении инженеры предпочитают не вспоминать. А вот то, что Trabant не имел бензонасоса, а топливо самотеком поступала из бака, расположенного прямо над двигателем, это было нехорошо, опасно. И кузов его, вопреки легенде, имел металлические детали. В некоторых западных машинах пластика было и больше. Всего было изготовлено более 3 миллионов машин, которые экспортировались не только в социалистические страны, но и в Нидерланды, Бельгию, ЮАР и даже Великобританию. А в самой ГДР желающим приобрести эту машину приходилось стоять в очереди 10 лет и больше.

В 1988 году Trabant начали выпускать с 1100-кубовым мотором от Volkswagen Polo, но популярной эта модель стать не успела: в 1989 году народное предприятие прекратило свое существование.

А сейчас – что такое Trabant? Израильтянину, наверное, проще всего объяснить одним словом: Trabant – это "Сусита". В Израиле ведь тоже когда-то выпускали автомобиль. Тоже пластмассовый. И его тоже ругали все, кому не лень. Но израильтяне умеют ценить свое прошлое. В определенных кругах есть настоящий культ "Суситы". Ее считают символом тех лет, откуда к нам пришло столько мелодичных песен. Многие сейчас ностальгируют по тому, прежнему Израилю, пусть даже в нем, как говорят, было больше социализма.

Вот и в городе Носсен, что в Саксонии, прошел съезд владельцев автомобиля Trabant, приуроченный к 25-летию воссоединения Германии. И выставка при нем. Trabant сегодня - культовый автомобиль. Из символа ГДР он превратился в символ ностальгии по ГДР, ее еще называют остальгией.

Читайте также


 

…Значит, ностальгируем и по социализму тоже? Но вряд ли остальгия напоминает тот агрессивный культ всего советского, который явно сверху внедряется сейчас в России. А если так, то что в ней плохого?

Критика Trabant более, чем обоснована. Но когда речь заходит об отношении к нему его владельцев, критики забывают об одном парадоксе. Чем несовершеннее машина, тем больше напоминает она живое существо, и тем легче ее полюбить. Вот так, четверть века спустя выясняется, что Trabant - это, оказывается, милый автомобильчик в стиле ретро, который есть, за что любить. В Носсене собрались те, кто сохранил в себе любовь к этому пластмассовому чуду. Пройдем и мы между рядами выставки, заглянем в недавнее прошлое.

Вадим Найман

Продолжение просмотра

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке