Мировой автопром вновь оказался на грани очередного кризиса. Проблема касается редкоземельных магнитов, без которых невозможно производство множества автомобильных компонентов - от моторчиков стеклоочистителей до датчиков антиблокировочной системы.
В письме, направленном 9 мая администрации Трампа, объединения автопроизводителей и поставщиков Alliance for Automotive Innovation (AAI) и Motor & Equipment Manufacturers Association (MEMA) предупредили о возможных перебоях в выпуске автомобилей, если не будет решена проблема с поставками этих материалов.
В документе говорится, что поводом для беспокойства послужило замедление выдачи Китаем экспортных лицензий на редкоземельные магниты - компоненты, которые используются в большинстве современных автомобилей. Как указывают авторы обращения, приостановка поставок может привести к снижению объемов производства или даже к остановке конвейеров. Среди пострадавших окажутся как автопроизводители, так и поставщики оборудования, поскольку дефицит ударит по всему циклу создания автомобиля.
Сложность ситуации заключается в том, что более 90% мировых мощностей по добыче и переработке редкоземельных металлов сосредоточено в Китае. Даже единственное действующее месторождение в США, расположенное в Оклахоме, зависит от обработки сырья в КНР. Хотя компании по переработке электронных отходов пытаются нарастить собственные мощности, масштабировать такие проекты можно лишь за годы, а не за месяцы. При этом процесс оформления документов для экспорта стал чрезвычайно сложным - иногда требуются "сотни страниц" справок и разрешений.
Читайте также
Представитель США заявил Reuters, что Пекин обещал ускорить выдачу лицензий, но делает это медленно. В случае полной остановки производства Вашингтон не исключает ответных мер. Между тем, Китай обвиняет США в злоупотреблении экспортными ограничениями, особенно в сфере микроэлектроники. Таким образом, вместо решения вопроса стороны продолжают углублять противостояние, которое все больше влияет на глобальную экономику и, в частности, на автопромышленность.
В числе подписавших письмо компаний - крупнейшие мировые автопроизводители: BMW Group, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Stellantis, Toyota и Volkswagen, а также более 1000 поставщиков комплектующих. Их сообщение - сигнал, что ситуация выходит за рамки политики и затрагивает интересы миллионов потребителей. Если конфликт продлится, последствия будут ощущаться не только на заводах, но и в автосалонах, на рынке подержанных машин и в автосервисах.