Zahav.АвтомирZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Автомир

А
А

Почему скрипят тормоза

Свист, скрип или скрежет тормозов напрягает любого автовладельца. Еще бы! Ведь такие шумы зачастую указывают на неполадки в тормозной системе.

30.05.2025
Источник:Novate.Ru
Фото: ShutterStock

Однако раздражающие звуки могут появиться не только в подержанном автомобиле. Бывает, что и новые машины страдают подобным дефектом. Почему скрипят тормоза, чем это опасно и как справиться с проблемой - в нашем материале.

Причины шума тормозов

Замедление скорости и остановка автомобиля происходит за счет плотного контакта колодок и дисков. Водитель жмет на тормоз - колодки прижимаются к дискам и не дают им вращаться. Скорость падает, автомобиль останавливается.

Во время контакта колодок и дисков возникает микровибрация, которая может порождать неприятные звуки. Если прилегание элементов происходит равномерно по всей площади, то никаких шумов не бывает. Автомобиль замедляет ход плавно и беззвучно.

Скрип и скрежет - признак неравномерного трения. Оно возникает из-за неплотного прилегания колодок и дисков, их повреждения или изношенности, либо из-за несоответствия технических характеристик этих элементов.

Итак, рассмотрим основные причины скрипа тормозов.

1. Износ колодок

Это наиболее частая причина скрипа. Дело в том, что большинство современных тормозных колодок оснащена механическим индикатором износа - металлической изогнутой пластиной. Ее устанавливают на несущей панели колодки на небольшом расстоянии от диска. Когда фрикционный слой стирается до 2 мм, пластинка начинает соприкасаться с диском. Контакт сопровождается характерным резким звуком - писком или скрипом.

Интенсивность звука усиливается по мере истирания фрикционного слоя. Чем он тоньше, тем сильнее пищат тормоза. Такие звуки являются сигналом водителю о необходимости замены колодок. Если этого не сделать, то очень скоро автомобиль перестанет реагировать на нажатие педали тормоза.

2. Истончение фрикционного слоя

Датчики износа колодок есть не во всех автомобилях. Поэтому водителям нужно чаще проверять состояние тормозной системы. Появившийся скрип или скрежет - знак, что на колодках истончился фрикционный слой, обнажив металл. При торможении он сильно скребет по диску, издавая неприятные звуки.

3. Загрязнение тормозной системы

Нередко тормоза могут начать скрипеть после езды по бездорожью. Чаще всего причина - попадание песка и других посторонних частиц в пространство между диском и колодками. Из-за этого прилегание элементов становится неравномерным. Детали стираются, а металлическая стружка оседает на поверхности. Автомобиль хуже тормозит, а сам процесс сопровождается скрежетом и воем.

Вторая причина загрязнения тормозов - неправильная установка колодок и дисков. Между ними образовался зазор, в котором начали скапливаться посторонние частицы. Удаление грязи с тормозов лучше поручить специалистам. Если заняться мойкой самостоятельно, можно повредить детали или неправильно собрать тормозную систему.

4. Несовместимость деталей

Идеальный вариант - это когда диски, колодки и другие элементы сделаны одним производителем и принадлежат одной серии. В этом случае учтены все особенности деталей: форма, материал, равномерность и плотность прилегания рабочих поверхностей. Благодаря этому автомобиль легко и беззвучно тормозит.

Установка самых качественных, но "неродных" элементов или того же производителя, но из другой серии - большой риск. Сами по себе они могут быть отличными, но при этом не подходить к конкретному автомобилю.

Причина - разница в составе сплавов, геометрии или других особенностей. В результате колодки и диски будут плохо прилегать, тормозная система - неэффективно работать. А сам процесс будет постоянно сопровождаться скрежетом и скрипом.

5. Износ или деформация подвижных элементов

Детали тормозной системы изнашиваются с разной скоростью. Быстрее всего из строя выходят колодки. Диски и барабаны служат дольше, их нужно менять каждые 100 тыс. км пробега. Причем новые детали лучше устанавливать одним комплектом с колодками. Тогда тормоза будут эффективно и беззвучно работать.

Возникновение скрипа говорит о неравномерном изнашивании элементов. На это влияет разница сплавов, попадание грязи на контактирующие поверхности. Другая причина скрипа - неполадки в самой тормозной системе. Поэтому важно выяснить происхождение неприятных звуков.

Если механизм работает некорректно, то замена деталей ничего не даст. Необходимо точно установить причину неисправности и устранить ее.

6. Коррозия

Со временем материал тормозных элементов неизбежно ржавеет. Повреждение дисков приводит к неплотному прилеганию колодок при торможении, что порождает скрежет или скрип.

7. Деформация элементов из-за перепада температур

Диски и барабаны могут пострадать из-за резкой смены температур. Если после длительной езды автомобиль попадет под ливень или въедет в холодную воду, это вызовет деформацию металлических элементов. У них изменится геометрия, а поверхность покроется микротрещинами. Это приведет к неплотному прилеганию колодок.

Появится вибрация и биение, тормозной путь удлинится, а сами тормоза начнут постоянно скрипеть.

8. Перегрев диска

Если автомобиль интенсивно эксплуатируется в жаркую погоду, то диски могут изменить свою форму даже без резкого охлаждения. Геометрия нарушается, контакт с колодками ухудшается. В результате компоненты плохо прилегают друг к другу, что осложняет процесс торможения и провоцирует появление неприятных звуков.

Избавиться от них можно, лишь заменив проблемный диск. Причем делать это лучше в автосервисе.

9. Неправильная сборка

Некоторые водители в желании сэкономить пытаются самостоятельно отремонтировать тормоза или обращаются в недорогие мастерские. Однако такая работа требует знаний и опыта. При отсутствии личных навыков или низкой квалификации механиков автосервисов качественно заменить детали тормозной системы не получится.

Возможные ошибки такого "ремонта" - неправильный монтаж колодок, неполное удаление коррозии, отсутствие смазки и незатянутые крепежи. Надо ли говорить, к чему могут привести подобные недочеты? Появление скрипа при торможении после такого "ремонта" - цветочки по сравнению с другими последствиями.

Почему скрипят новые колодки

Что касается новых деталей, то они после установки тоже могут издавать звуки при торможении. Знатоки объясняют это наличием специального защитного покрытия, которое наносится на производстве. Такая пленка не обеспечивает фрикционный контакт, поэтому торможение сопровождается неприятными звуками. Со временем они пропадают по мере истончения и исчезновения покрытия.

Читайте также

Другая причина скрипа новых колодок - отсутствие притирки деталей. Дело в том, что тормозные диски со временем приобретают индивидуальный рельеф, который формируют попадающие на поверхность абразивные и посторонние частицы. Новые колодки будут издавать звуки до тех пор, пока не притрутся к такому диску.

Как правило, для этого требуется 200-500 км пробега. Чтобы ускорить процесс, эксперты советуют несколько раз резко затормозить после разгона до 100 км/ч.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке