Ожидается, что к 2020 году Китай станет крупнейшим мировым производителем автомобилей. Именно поэтому китайцы направили все усилия, чтобы создать мифы, рисующие китайскую индустрию в самом радужном свете. Однако в реальности все не так...
Пятьмифов о китайском автопроме
Миф 1. В Китае эффективный автопром.
Сегодня в Китае более 100 автопроизводителей, и все они мешают друг другу. В 1990-е по всему Китаю стали возникать крошечные автомобильные заводики. За очень короткий срок их количество стало исчисляться четырьмя сотнями. Правда, к настоящему времени выжили только 130.
Самый крупный частный производитель – Great Wall, чей специализацией в свое время были дешевые джипы и пикапы.
Среди государственных производителей первое место по праву принадлежит компании Chery. Только эта парочка может считаться крупными предприятиями. Мощность каждого – более 500 тысяч машин в год.
Еще 8 предприятий производят по 100 тысяч машин в год. Оставшиеся 120 производителей производят меньше 10 тысяч машин в год, что сильно обостряет конкуренцию между заводами-карликами. Вот и думайте, нужно ли создавать такую автомобильную промышленность, которая высасывает соки друг у друга.
В 2004 году китайским концерном SAIC был приобретен корейский SsangYang – совсем не "фонтан" по части технологий, но все-таки компания с собственными наработками. Опыт пришелся ко двору, и следующим, гораздо более ценным приобретением казался английский Rover, имевший самобытную технологическую традицию. Однако когда старейшее европейское предприятие было куплено, его позорно распилили и вывезли по частям в Китай, где Rover и почил.
Этим дело не ограничилось. Недавно Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery объявила о покупке бренда Hummer у General Motors. Компания Geely прикупила Volvo, а потом китайцы начали прицениваться к Saab. И это только начало... Что будет дальше – неизвестно никому.
Миф 2. Китайцы – патриоты своих автомобилей.
Те, кто побывал в Китае, диву даются – кругом иномарки! Вот уже ни один год соблазняя иностранцев машинами по демпинговым ценам (особенно хорошо это "прокатывает" в России), сами китайцы на них не ездят. С многочисленными провинциями все ясно – там до сих пор передвигаются на древних трехколесных грузовиках и мотороллерах со скрипучими деревянными кабинами.
Но даже по улицам столичного Пекина ездят не Great Wall или Chery, а VW, Audi, Honda, Toyota, Hyundai. На них приходится 80% всего китайского авторынка.
Миф 3. Все произведенные в Китае автомобили – китайские.
В 80-х годах прошлого века китайское руководство осознало, что одной легковушки с названием ''Хун Ци'' (в переводе – ''Красный флаг'') недостаточно для многомиллионой страны. Понадобились иностранцы, которых недвусмысленно известили о новой линии партии, на 100% взвинтив импортные пошлины и введя льготы для совместных предприятий.
Первым откликнулся прогрессивный Volkswagen, организовавший совместное производство с заводом FAW, который собирал ''Хун Ци'' еще для великого Мао.
Убедившись в безопасности и даже прибыльности такого начинания, другие иностранные производители повалили валом.
В кратчайшие сроки свои СП создали GM, Toyota, Honda, Hyundai, Ford, а следом за автогигантами пришли производители запчастей – китайский автопром стал работать на запчастях местного производства. Все шло отлично. Но было одно ''но'': иностранцы ориентировались только на внутренний рынок и не планировали продавать эти машины за пределами Китая, создавая себе дешевую конкуренцию.
По данным Китайской ассоциации автомобильной промышленности, в число десяти крупнейших предприятий страны входят: ''Шанхай-Volkswagen'', ''1-й автозавод-Volkswagen'', ''Шанхай-General Motors'', ''Гуанчжоу-Honda'', ''Тяньцзиньский 1-й автозавод'', ''Пекин-Hyundai'', автомобильные компании ''Чанъань'', ''Шэньлун'' и ''Цижуй'', а также ''1-й автозавод-Toyota''.
Миф 4. Китайский автопром имеет ''особый путь''.
Есть все основания говорить, что китайский автопром начинался в России, а точнее, в тогдашнем СССР – первые модели КНР были легальными клонами советских машин. В то время это была вынужденная мера – Советский Союз помогал ''младшему брату''. Прошло много лет, однако слезть с наркотика плагиата Китай так и не сумел.
''Особый путь'' в понимании китайцев – это безлицензионное копирование зарубежных моделей с последующим выпуском и выдачей за собственные разработки. Взять хотя бы Chery QQ – детище корейской марки Daewoo. Кто не признает в этой модели известный всему миру Matiz?
Корейцы долго пытались подать в суд, но все подобные дела в дальнейшем были обречены на поражение. Доказать факт плагиата очень трудно, в особенности если иск подается в Китае.
Примеры можно приводить бесконечно. Из последних – представленный в Шанхае Geely GE, китайский Rolls-Royce.
На том же Шанхайском салоне были показаны ''местные'' Toyota Corolla, BMW X6, Mercedes-Benz CLK и так далее и тому подобное. Причем речь идет отнюдь не о лицензионных копиях!
Синонимом китайского автопрома стал плагиат. Причем, это касается не только самих автомобилей, но и логотипов известных и почитаемых во всем мире фирм.
Читайте также
Миф 5. Китайские автомобили уже не опасны.
Как отмечают эксперты, стремление снизить стоимость автомобиля приводит к закупке более дешевых, и, соответственно, менее качественных комплектующих. В то же время жесткая конкуренция между многочисленными китайскими производителями, стремление выпускать все новые и новые модели существенно сокращает сроки исследовательских работ, разработки и доводочных испытаний. И черт бы с ним с качеством, если бы ценой демпинга не являлась человеческая жизнь. Многие дистрибьюторы заказывают ''независимые'' краш-тесты. Именно благодаря таким испытаниям, например – на российском рынке, появилась машина-убийца Chery Amulet. ''Капсулы смерти'' – именно так прозвали автомобили из Поднебесной.
Краш-тест Chery Amulet
Краш-тест Brilliance BS6
Своего автопрома у Китая до сих пор нет. Все, что выпускается в Китае - это либо грубые китайские копии, либо автомобили, созданные в рамках совместных проектов. Тем не менее, на сегодняшний день рынок КНР является вторым по величине после американского и первым – по перспективности.
Фото: Great Wall, FAW-VW, Daewoo, Chery, RR, Geely, Lifan, Shuanghuan, Smart, BYD, BMW