Размер ежегодной пошлины для владельцев автомобилей ("аграт ришуй") автоматически корректируется ежегодно, в апреле. Каждый год владельцы автомобилей пополняют казну государства более чем на четыре миллиарда шекелей. В этом году пошлина увеличится еще на 3,2% из-за роста инфляции. Ранее выросла стоимость прохождения ежегодного техосмотра - почти на 23%, с 96 до 117,6 шекелей для личного автомобиля.
В длинном ряду косвенных налогов, которые ложатся на плечи владельцев автомобилей в Израиле, сбор, который выплачивают владельцы автомобилей, является одним из наиболее проблематичных. В принципе, речь вообще не идет о сборе, потому что, согласно закону, государственный сбор может взиматься только в качестве оплаты услуги, предоставляемой государством своим гражданам. Так что непонятно, за что именно оно взимает с владельца автомобиля тысячи шекелей в год.
Проблема становится еще более острой, учитывая разницу в стоимости услуги между дешевыми и дорогими автомобилями. Фактически, речь идет об обычном косвенном налоге, взимаемом посредством министерства транспорта, который уже долгие годы почему-то не попадает под радар общественного мнения.
На сегодняшний день продаваемые в Израиле автомобили поделены на 7 групп согласно их стоимости: первая группа - до 114 000 шекелей, вторая -до 141 000 шекелей, третья -до 162 000 шекелей, четвертая - до 182 000 шекелей, пятая - до 238 000 шекелей, шестая - до 338 000 шекелей, седьмая - свыше 338 000 шекелей.
В министерстве транспорта постоянно подчеркивают, что повышение является автоматическим, так как размер пошлины привязан к индексу потребительских цен. Размер "аграт ришуй" вырастет с 1 апреля на 3,2%, при этом повышение цены распространяется и на лицензионный сбор для владельцев новых автомобилей (до трех лет). Проходить техосмотр владельцам этих машин первые три года не нужно, но от них требуется оплатить ежегодную пошлину.
Для первой группы, к примеру размер пошлины (для новых автомобилей 2023-2025 года выпуска) вырастет с 1194 шекелей до 1233 шекелей. Для четвертой - с 1831 до 1891 шекелей. Для наиболее дорогих автомобилей - с 5062 до 5226 шекелей.
Удар по владельцам электромобилей
В апреле прошлого года финансовая комиссия кнессета утвердила правила, которые уравняют ежегодную пошлину для владельцев электромобилей весом до 3500 кг с таковой для автомобилей с ДВС. Решение вступило в силу в январе 2025 года.
До сих пор владельцы электромобилей платили менее 500 шекелей независимо от стоимости транспортного средства, то теперь владелец электромобиля, цена которого превышает 183 000 шекелей, будет платить 2 583 шекеля.
Читайте также
Сбор для владельцев автомобилей со знаком инвалида составляет всего 30 шекелей, что является еще одной причиной для владельцев транспортных средств стремиться к получению вожделенной наклейки.
Резервисты имеют право на скидку в зависимости от полученных ими льготных баллов: 68 шекелей за один балл, 137 шекелей за полтора балла, 205 шекелей за два балла.
И, напоследок, небольшой курьез, который лишний раз доказывает, что мы все служим дойной коровой для государства. В 2013 году государство приняло решение включить в стоимость пошлины налог на радиовещание, размер которого составляет порядка 140 шекелей. Логика государства понятна: зачем тратить силы и ресурсы на взимание налога, когда можно просто взимать его автоматически.