Читайте также
Среди критериев выбора автомобиля наодном изпервых мест стоит расход топлива. Однако, основные факторы, влияющие наэкономичность, уже давно вышли изразряда технологий двигателестроенияивсё больше зависят совсем отдругих обстоятельств. Что думают об этом наши российские коллеги.
Стехиометрическийсостав
Теория бензинового двигателя внутреннего сгорания утверждает, что для наиболее оптимального сгорания топливно-воздушнойсмеси необходимы 1 часть бензина и14.7 частей воздуха. Именно такое соотношения горючего иокислителя (кислорода воздуха) обеспечивает наибольшую отдачу мотора инаилучшие экологические показатели. Современные технологии позволяют осуществлять точное дозирования подаваемого вцилиндры двигателя бензина ивоздуха практически влюбом режиме работы мотора. Ивыуже, наверное, заметили оговорку "практически". Дело втом, что тот самый стехиометрическийсостав горючей смеси (1: 14.7) подразумевает соотношение масс, авсе дозирующие системы вдвигателе отсчитывают объём. Нобензин— это невещество сзаранее известными физико-химическимисвойствами, асложная смесь изразных углеводородов, состав которой зависит иотнефти, иотиспользуемых нанефтеперерабатывающих заводах процессов.
Действующий внастоящее время Технический регламент вообще несодержит такой показатель, как плотность бензина. НовГОСТ есть границы— от720 до775 г/л при температуре 15°C. Иэти границы уже непозволят предельно точно отсчитать соотношение 1: 14.7 вреальном двигателе.
Аведь бензиновый мотор вреальном автомобиле крайне редко работает вустановившемся режиме, особенно вгородских условиях. Чтобы обеспечить приемлемый разгон, адекватный степени нажатия напедаль «газа», приходится идеальное соотношение изменять впользу бензина. Иотэтого оно перестаёт быть идеальным.
Термический КПД
Работа любой тепловой машины вцелом, иДВС вчастности, подчиняется термодинамическомциклу Карно. Изкоторого следует, что эффективность двигателя напрямую зависит отразницы между начальной иконечной температурой цикла. Тоесть— если сделать двигатель более "горячим", томожно увеличить КПД иснизить расход топлива. Ноуэтого соблазна есть пределы ввиде стойкости моторного масла иогромного списка других ограничений.
Подбор передаточных чисел втрансмиссии
Бензиновый ДВС обеспечивает наилучшую экономичность вочень узком диапазоне оборотов инагрузок. Ичем чаще используется именно этот режим, тем экономичнее автомобиль. Теоретически наилучшая трансмиссия для автомобиля— это бесступенчатый вариатор, который всостоянии постоянно поддерживать систему "двигатель— трансмиссия" внаиболее экономичном режиме. Постоянный рост количества ступеней классических автоматических коробок— тоже изэтойже "оперы".
Настройка системы управления силовым агрегатом
Одно итоже сочетание двигателя итрансмиссии (аэто иесть— силовой агрегат) можно настроить совершенно по-разному. Ориентированная наэкономичность настройка подразумевает очень вялые отклики нанажатие педали "газа" истрасть краннему переходу наболее высокие передачи. Внастоящее время якак раз натаком автомобиле иезжу— мУка таещё, особенно вмосковском городском потоке. Нояточно знаю, что этоже сочетание двигателя ивариатора можно настроить совершенно по-другому. Автомобиль поедет гораздо веселее, ноитоплива будет потреблять вполтора раза больше.
Иногда рядом сселектором «автомата» располагается кнопка "S" (спорт) или "Power". Всовременных автомобилях она может нетолько менять алгоритм смены передач вкоробке, ноипереводит мотор вболее "весёлый" режим. Ссоответствующим ростом расхода.
Аэродинамика
Сопротивление воздуха начинает существенно сказываться уже наскорости 50−60 км/ч. Идальше необходимая для преодоления этого сопротивления отдача мотора растёт пропорционально квадрату скорости. На "трассовых" скоростях именно необходимость рассекать воздух требует львиной доли мощности двигателя.
Масса автомобиля
Тут всё просто: чем большую массу имеет автомобиль— тем больше энергии нужно потратить наего разгон. Второй закон Ньютона, физика, 7 класс средней школы. Масса практически несказывается нарасходе при равномерном прямолинейном движении. Новгородской толчее— ещё как!
Полный привод
Необольщайтесь, если вописании системы полного привода вашего автомобиля упоминается режим движения сприводом только наодну ось. Муфта, распределяющая крутящий момент между осями, может быть разомкнута, новалы остаются присоединёнными кколёсам, инаих раскрутку тоже нужно потратить энергию. Есть конструкции сколёсными муфтами, отсоединяющими привод наколёса, ноэто прерогатива отдельных настоящих внедорожников сподключаемым принудительно "передком".
Ачто наделе?
Всё вышесказанное говорит, побольшей части, только ободном— все современные моторы (идаже российские— это нешутка) умеют очень точно дозировать бензин. Иэтот бензин они сжигают смаксимальной эффективностью. Эпоха "прожорливых" "Мазд" или "Фордов" безвозвратно ушла. Поэтому говорить обэкономичности можно только сточки зрения настроек иглавное— сточки зрения манеры езды изагрузки автомобиля. Энергичные разгоны иторможения— это жирный крест натех цифрах расхода, которые заявляет производитель. Багажный бокс накрыше иоткрытые окна натрассе— ещё один жирный крест. Полный багажник несовсем нужного хлама— ещё один крестик. Итак далее.
Обратная сторона экономичных и "экологичных" настроек… —безопасность. Вялые реакции на "газ" могут сыграть злую шутку, например, при выезде налево совторостепенной дороги наглавную. Мыжмём на "газ", амашина еле-еле выползает надорогу.
Безусловно, самые современные двигатели снепосредственным впрыском топлива экономичнее более "старых", оснащённых впрыском распределённым. Нотакие "высокотехнологичные" моторы игораздо более капризны, ипотребуют огромных сумм денег при выходе изстроя. Поэтому небольшая экономия денег натопливе может потом вылезти боком вслучае ремонта.
Кирилл Цивинюк