Тезисы статьи в The Financial Times
▪️Резкий рост продаж в России помог китайским автопроизводителям в то время, когда Пекин сталкивается с повышением тарифов на экспорт электромобилей со стороны Вашингтона и Брюсселя, и в то же время способствовал быстрому изменению российской автомобильной культуры.
▪️"Люди голосуют своими кошельками… Если вы покупаете машину, то ваш выбор — либо "Лада", либо очень дорогой европейский автомобиль, ввезенный по серому импорту, либо очень хорошо оснащенный и относительно дешевый китайский", — говорит автомобильный блогер Илья Фролов, работающий в Москве.
▪️Конфликт в Украине вызвал резкое падение продаж автомобилей европейских, корейских и японских автопроизводителей, которые ранее доминировали на автомобильном рынке России. На момент начала боевых действий в феврале 2022 года эти бренды составляли 69% всех продаж, по данным аналитического агентства "Автостат". Сейчас их доля на рынке составляет всего 8,5%, в то время как доля китайских производителей за тот же период выросла с 9 до 57%.
▪️За первые 9 месяцев 2024 года Россия стала крупнейшим экспортным направлением для автомобилей китайской сборки. Объем экспорта составил 849 951 автомобиль, согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей. Второй по величине пункт назначения, Мексика, импортировала менее половины этого количества.
▪️"Резкие колебания и изменения в конкурентной среде российского автомобильного рынка предоставили китайским автомобильным компаниям широкие возможности для продаж и огромные прибыли", — говорит генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей Цуй Дуншу.
▪️Расширение китайского присутствия было настолько масштабным, что в новые компании устремились не только клиенты, но и профессионалы отрасли. "Почти все [кто раньше работал в западных компаниях] теперь работают в китайских… Поначалу мы почти ничего не знали о том, кто эти производители, как с ними работать и даже как произносить названия их брендов", — говорит Вадим Горжанкин, директор московского PR-агентства "Красное слово", работающего с автопромом.
▪️По данным китайской таможни, в сентябре, последнем месяце, за который имеются полные данные, автопроизводители из КНР экспортировали в Россию автомобилей на сумму $1,8 млрд по сравнению с $96 млн за тот же месяц в 2021 г.
▪️Хотя неофициальные автодилеры по-прежнему ввозят в страну знакомые западные бренды с помощью параллельного импорта, высокие цены привели к сокращению их устоявшейся клиентской базы.
▪️В Германии BMW X5 30d можно купить примерно за 95 000 долларов, по данным официального сайта компании. В России цены на эту же модель варьируются от 152 000 до 203 000 долларов, по данным онлайн-площадки Auto. ru. Сопоставимый Exeed VX китайского производства стоит около 56 000 долларов. Его производитель Chery является одним из самых продаваемых брендов наряду с Great Wall Motor и Geely.
▪️Некоторые китайские автопроизводители хранят молчание о собственном участии в торговле с Россией, объясняя растущее присутствие своих автомобилей на улицах страны серым рынком. Бренд электромобилей Zeekr, созданный Geely, заявил, что он никогда не назначал дилеров или дистрибьюторов в Российской Федерации.
▪️Ли Сян, основатель компании Li Auto, зарегистрированной на бирже Nasdaq, в прошлом году написал в социальных сетях, что у компании "нет представителей за рубежом", хотя и добавил, что компания не может ограничить "спрос" на частный параллельный экспорт, поставляемый в Центральную Азию и на Ближний Восток.
▪️Автомобильный блогер Илья Фролов отказался от своего Mercedes CLA и купил Zeekr X стоимостью 46 161 доллар, который может выехать из тесного парковочного места с помощью одного нажатия кнопки на телефоне — функция, аналогичная той, что есть у BMW 7 Series.
▪️Фролов сказал, что его убедил "вау-фактор" китайских производителей: "Этот автомобиль — космический корабль по сравнению с Rolls-Royce, в котором нет ничего такого интересного… У него очень консервативный дизайн, маленькие экраны".
Читайте также
▪️Единственный недостаток автомобилей — они более уязвимы для краж, говорит Фролов. "В Китае меньше преступности, поэтому у них не такие стандарты безопасности", — считает блогер.
▪️Однако не все российские водители довольны. В октябре профсоюз российских таксистов пожаловался газете "Коммерсантъ" на проблемы, возникшие в отрасли после перехода на более дешевые модели китайских автомобилей. Таксисты утверждают, что китайские машины часто приходится списывать после пробега в 150 000 км, в то время как европейские и корейские марки служили до 300 000 км. Получение запчастей для ремонта также может занять много времени, отмечают в профсоюзе.