Журналисты Sky News раскрыли сложную, но прекрасно работающую схему, предназначенную для ввоза автомобилей в Россию через Грузию, несмотря на то что их импорт запрещен санкционными режимами Великобритании и ЕС. Ранее в Германии раскрыли схему ввоза роскошных автомобилей в Россию через Казахстан, Кыргызстан и Беларусь.
После вторжения России в Украину и введения санкций европейские и британские автопроизводители больше не продают автомобили в Россию. По крайней мере так они утверждают. Продажа автомобилей в Россию запрещена 11-м пакетом санкций Европейского союза, который вступил в силу в июне 2023 года. При этом резко вырос экспорт автомобилей в другие страны постсоветского пространства.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
В рамках расследования журналисты британского телеканала направились в Грузию и провели два дня вблизи границы с РФ, наблюдая за процессом того, как туда привозили автомобили и другие грузы, а затем отправляли в Россию. Они пообщались со многими людьми, которые занимаются этой торговлей, и обнаружили сложную, но отточенную систему, предназначенную для транспортировки европейских автомобилей в Россию.
Схема поставки автомобилей разделена на сегменты, и фактически ни одно лицо в цепочке нельзя легко обвинить в каком-то преступлении - хотя, если собрать все вместе, это, безусловно, нарушение санкционного законодательства.
Одна группа отвечает за доставку автомобилей к границе - иногда из автосалонов в столице, Тбилиси, иногда из черноморских портов Поти или Батуми. После того как они пригоняют автомобили к границе, те стоят на автостоянках несколько дней, пока не будут оформлены необходимые документы.
Оформление документов не лишено сложностей: после того как европейские государства ввели санкции, Грузия ввела собственные запреты на ввоз автомобилей в Россию. Однако существует немало лазеек, которые позволяют все же перевезти авто через границу.
Один из способов - зарегистрировать и растаможить авто в Армении, прежде чем ехать на север к российскому пункту пропуска Верхний Ларс. Иногда тем, кто везет автомобили в Россию, советуют говорить, что они везут их через Россию в Кыргызстан.
В конце концов на эти автомобили ставят транзитные номера, после чего их можно перегонять через границу. А поскольку грузины могут ездить в Россию без виз, и наоборот, то перевезти машину через границу - это просто перегнать ее туда, оставить на другой стороне, где ее заберет другая группа людей, а затем попутным транспортом вернуться обратно в Грузию.
Ранее подобную схему раскрыли в Германии. По сообщению таможенного следственного управления в Эссене, схема работала так: немецкие дилеры декларировали экспорт автомобилей в соседние с Россией страны, такие как Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Турция, поэтому получали разрешение на их продажу за границу. Но фактически автомобили оказывались в России.
Читайте также
Благодаря подобным схемам резко вырос экспорт автомобилей в страны постсоветского пространства. К примеру, если верить статистике, Кыргызстан переживает бум спроса на автомобили в целом и на немецкие в частности. Это в ноябре прошлого года отметил главный экономист Института международных финансов (IIF) Робин Брукс: "Немецкий экспорт автомобилей и запчастей в Кыргызстан вырос на 5500%, с тех пор как Россия вторглась в Украину, - написал он на своей странице в соцсети X. - Не нужно быть ученым-ракетчиком, чтобы понимать, что все эти товары направляются в Россию. Не похоже, чтобы в Кыргызстане внезапно начался массовый бум. Германия должна остановить это".
Согласно данным Нацстаткома, в 2023 году Кыргызстан импортировал 185 тысяч авто по сравнению с 41 241 автомобилем в 2022 году. Общая стоимость всех импортированных машин - 2 миллиарда 766,9 миллиона долларов. Импорт за 2023 год в 1,8 раза превысил показатели за предыдущую пятилетку (всего за 2018-2022 годы в Кыргызстан ввезли 102,3 тысячи машин).
Одновременно с этим поставки автомобилей в Россию и Казахстан выросли в 10,3 раза. На эти две страны пришлось 98,8% всего экспорта легковых автомобилей из Кыргызстана.