Работающие в автомобилях системы и устройства нам давно привычны и никого не удивляют. А ведь когда-то они были самыми новаторскими и революционными идеями своего времени, к которым приложили руку настоящие гении инженерного дела. Правда, иногда потрясающие открытия делали совершенно случайные люди. Вот некоторые из таких изобретений, которые навсегда изменили наш мир.
1. Стекло триплекс
Первые автомобили начала 20 века имели обычное оконное стекло, из-за чего возникало немало проблем. По сути, именно стекло было основной причиной травм, которые получали автомобилисты в авариях. А дорожное происшествие могло произойти из-за невинного булыжника на дороге или любой другой помехи.
Разбитое стекло давало острые смертоносные осколки, которые вызывали серьезные ранения. С этим нужно было что-то делать.
Первым человеком, который принял вызов, был исследователь-химик из Франции Эдуард Бенедикт. Однажды утром, увидев в газете репортаж о дорожном происшествии, в котором пострадала молодая девушка - все лицо бедняжки было изувечено разбитым стеклом, Бенедикт решил, что пора положить конец такому положению дел.
Тем более, что не далее как две недели назад в его лаборатории произошло нечто необычное. Одна из стеклянных пробирок упала с высоты, но почему-то не разбилась, а лишь потрескалась.
Такое действие оказал хранившийся в пробирке раствор нитроцеллюлозы, который оставил тонкую пленку на ее внутренней поверхности. Это дало повод ученому поэкспериментировать и в конце концов выдать первое в мире стекло триплекс.
Но, к его удивлению, триплекс не стали использовать в автомобилях. Зато его оценили военные, которые снабжали этим небьющимся стеклом окуляры противогазов, применявшихся на полях Первой мировой.
Устанавливать триплекс в автомобилях первым начал Генри Форд в США в 1927 году, затем это новшество подхватили и другие автопроизводители.
На эту тему
2. Механический стеклоочиститель
На заре автомобильной эры водители обращали мало внимания на такую мелочь, как заливаемое дождем ветровое стекло. Достаточно было просто высунуть наружу руку и протереть стекло от влаги, а если дождь сильный, можно было остановиться и вытереть стекло тряпкой.
Так продолжалось, пока на вопиющую ситуацию не обратила внимание обычная американка Мэри Андерсон.
Однажды предприимчивая дама отправилась на экскурсию в Нью-Йорк, где на беду шел проливной дождь, а водители то и дело выбегали из машин, чтобы вытереть стекло.
Женщина, у которой не было технического образования, от руки набросала проект своего устройства для очищения стекол и отнесла схему в инженерное бюро. Там специалисты составили чертеж, по которому было изготовлено устройство, а миссис Андерсон запатентовала свое изобретение.
Несмотря на то, что стеклоочиститель оказался полезным (его щетка имела плотное прилегание к стеклу благодаря пружине и противовесу), изобретение вызвало только насмешки. "Просто бред", - потешались газеты, - "Кто из водителей будет отвлекаться на включение этой штуковины во время движения?"
Мэри Андерсон не стала бороться за внедрение своего стеклоочистителя, зато к 1920 году устройство на его основе постепенно заняло свое место на каждом выпускаемом американском автомобиле.
3. Подушки безопасности
Первым, кто начал говорить о безопасности в автомобиле, стал не инженер или конструктор, а пластический хирург Клэр Смит. Ему слишком часто приходилось исправлять травмированные лица, устраняя последствия жестоких столкновений на дороге. Доктор Смит еще в 2020-х годах призывал не устанавливать в салоне зеркала, дверные ручки или приборную панель с острыми краями, чтобы снизить риск травм.
К его мнению мало прислушивались, тем более, что водители не приняли эту концепцию безопасности. Не прижились и мягкие накладки на рулевое колесо и торпедо, предложенные Ford в 1950-х годах. И только инженеру Джону Хетрику в 1952 году пришла в голову поистине революционная идея.
Он задумался, как можно защитить водителей от сильного удара о руль. Будучи бывшим военным, служившим в ВМФ, Хенрик вспомнил, как сжатый воздух из боевой торпеды надул брезент, которым та была накрыта.
Так родилась идея подушки безопасности, которая раскроется в момент столкновения. Хотя заявка на патент была принята, но дальнейшего развития изобретение не получило. Только в 1974 году начали выпускать серийно Oldsmobile Toronado, снабженные подушками безопасности.
4. Ремень безопасности
Первые автомобили не имели никаких ремней безопасности - в них не видели смысла. Зато они широко применялись в самолетах - ведь летчик рисковал вывалиться из летательного аппарата при крутом вираже. Среди водителей применять простые ремни первыми начали гонщики - нужно было зафиксироваться, дабы не выпасть из машины на повороте.
Много усилий по внедрению ремней безопасности приложила шведская компания Volvo и ее президент Гуннар Энгеллау. Он решил сделать акцент на безопасности и представить ремни "фишкой" Вольво. Обычный двухточечный диагональный ремень уже применялся, но при столкновении водитель "соскальзывал" под него, так что безопасным он не был.
В компанию Вольво был принят бывший авиаконструктор Нильс Болин, и именно он стал отцом современного трехточечного ремня безопасности, который имел V-образную конструкцию и защищал не только верхнюю, но и нижнюю часть туловища человека. Это стало революцией в безопасности - под V-образный ремень, который надежно фиксировался, "соскользнуть" уже было невозможно, что сразу же сказалось на снижении травм.
Оборудовать автомобили таким ремнем в Volvo начали в 1959 году, первым стал Volvo PV544. Внедрить новинку было несложно, а вот заставить водителей пристегиваться стало делом длительным и трудным - Volvo пришлось вложить миллионы в рекламную кампанию.
5. Антиблокировочная система ABS
Система блокировки торможения, которой сейчас оснащаются все современные автомобили, пришла из авиастроения, а ее создателем стал французский производитель самолетов Габриэль Вуазен. Свой первый самолет он построил в 1907 году, затем наладил массовый выпуск бипланов для Первой мировой. Но поскольку эти аэропланы несли смерть, Вуазен решил переключиться на автомобили.
В самолетах система антиблокировки применялась уже в 1920 году - аппараты становились массивнее, и тормозная система не выдерживала, блокируя шасси при посадке и вызывая аварии. Тогда Вуазен придумал конструкцию, блокирующую систему тормозов. При пробуксовывании тормозная жидкость сливалась через клапан, снижая давление в системе.
Идея была удачная и хорошо работала, но только через 30 лет ее воплотили в автомобилях. Первым в мире серийным автомобилем с антиблокировкой тормозов стал Chrysler Imperial 1971 года.
Читайте также
- Правда ли, что, лопая пузырчатую пленку, можно снять стресс?
- Автомобили Mercedes-Benz смогут уклоняться от летящих из-под колес камней
- Великие автодизайнеры: 6 гениев, опередивших свое время
- Модный дом Prada представил скафандры для полета на Луну
- Смерть человека в капсуле для суицида обернулась уголовным делом