Во времена СССР обучение водительскому мастерству проходило разными путями - многое зависело от региона проживания. В некоторых школах был предмет "Автодело", но там основное внимание уделяли устройству автомобиля. В Домах пионеров и школьников были кружки юных водителей, причем учащимся предоставлялась возможность поездить на настоящих автомобилях. Занималось обучением и знаменитое общество ДОСААФ. Но самым обычным способом научиться водить машину для многих оставались соответствующие курсы, куда принимали всех, независимо от возраста. Попасть на такие курсы было не всегда легко, но в целом с задачей все желающие справлялись.
А теперь - главный вопрос. Умели ли обладатели новеньких прав водить машину? К сожалению, во многих случаях ответ был отрицательным. Именно поэтому многие заботливые папаши, чей отпрыск гордо предъявлял им свежие права, заявляли: все это, мол, хорошо, но за руль я тебя пущу тогда, когда ты сдашь экзамен лично мне!
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Впрочем, зачастую самостоятельное обучение езде в подобных случаях проходило параллельно посещению курсов. Как правило, новичка вывозили куда-то на просторную асфальтовую площадку - в былые времена их еще не додумались бездумно огораживать какими-то барьерами. В Москве многие приезжали с этой целью в Лужники.
Что дальше? Убедившись, что дите умеет переключать передачи и уяснил, где какая педаль, папа сажал его за руль и командовал: поехали, мол. Передача - пока только первая (автоматов еще не было), скорость - минимальная, 20-30 км/ч. Учимся ехать прямо, а не по синусоиде. А самое главное - учимся вообще трогаться с места!
Тяжелейшая задача для новичка - почувствовать баланс между педалями газа и сцепления. Наличие АКП начисто снимает эту проблему, но в СССР была только механика. Поэтому вместо езды по прямой получалось бесконечное дергание на месте с глохнувшим мотором. Инструктор выходил из себя, новичок злился, но через это проходили все. Если удавалось тронуться с места, то вскоре следовала команда: красный свет - останавливаемся. Заглох мотор? Ну и дурак…
Усложнение задачи - трогание в горку. Но на площадках обычно ровная поверхность, поэтому это издевательство откладывали на потом. А пока что ездили по прямой, изредка переходя на вторую передачу. Следующие операции - движение задом, разворот в узком месте, парковка машины.
В поисках горки площадку приходилось покинуть - подходящее местечко папа-инструктор уже мысленно находил. Задача та же: остановиться на склоне, затем тронуться, не откатываясь назад. Само собой, что инструктор периодически рвал на себя ручник, поскольку обучаемый не замечал, что катится назад.
Читайте также
- Получить водительские права в Израиле станет дешевле
- Возраст обязательных проверок для продления водительских прав поднят на пять лет
- Деньги, время, упорство: британец побил рекорд, сдавая "теорию"
- Водителям старше 60 лет не рады на дорогах
- В связи с войной: минтранс автоматически продлевает техпаспорта и водительские права
Обучение на дорогах общего пользования, вообще говоря, запрещено. Но - куда ж без него-то? Автор помнит, как в районе Серпухова инспектор, почувствовав неладное, показал палочкой на обочину… Отец пошел разбираться и извиняться. Диалог был примерно следующий:
- Я приглашал водителя!
- Я и есть водитель!
- Тогда почему вы сидели справа?
- Так получилось… Скажите, у вас есть сын?
- Есть!
- Его надо учить? Где его учить? Кто его лучше меня научит?
Ну, в таком духе и дальше. Инспектор оказался тогда вполне адекватным мужиком, и мы с отцом поехали дальше. Мне предстояло самостоятельно заправить машину на АЗС, припарковаться у нескольких магазинчиков и, совсем неожиданно, угодить в дикую пробку - с гудками, перегретыми моторами, матом и полной дорожной неразберихой. Рубашку после этого можно было выжимать.
Но толк, в итоге, был. Папа тратил время не зря.