Человечество изобрело и другие способы передвижения транспорта, которые стали альтернативой колесу и даже порой превосходят его по своим возможностям.
Возраст колеса примерно пять тысячелетий, а новым способам ездить по дорогам и без них - не более сотни лет.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
1. На гусеничном ходу
Еще в 18 веке мыслящие люди с инженерным складом ума придумали новую концепцию - не колесо едет по дороге, а дорога сама "катится" и перемещает повозку. Так Ричард Эджуорт впервые изобрел гусеничный ход, идея получила дальнейшее развитие в 19 веке.
Гусеничная сплошная лента благодаря тому, что она соприкасается с грунтом на большой площади, имеет давление на грунт даже меньше, чем давление ног шагающего человека. Поэтому гусеничный ход нашел широкое применение там, где требуется повышенная проходимость - тракторы, вездеходы, экскаваторы.
На легких машинах - снегоходах и снегоболотоходах, устанавливаются гусеницы с шарнирами, башмаками и беговой дорожкой из резины. Самые мощные гусеничные движители используются в военной технике - это современные танки.
Гусеничная техника необходима на стройках и в карьерах, в геологоразведке, при сельскохозяйственных и поисково-спасательных работах. Район применения - повсеместно, но наиболее востребованы такие автомобили на Крайнем Севере.
2. Треугольное гусеничное колесо
Прототип колеса-трака разработало военное ведомство США в ходе реализации программы GXV-T для использования в армейских автомобилях. В этой конструкции гусеничная лента способна трансформироваться из круглой в треугольную и обратно, тем самым объединяя в себе возможности стандартного колеса и гусеницы. Роботизированное изделие имеет трансформируемый обод, включающий три управляемых электроникой механизма.
Благодаря этому круглое колесо может вращаться и двигаться по обычной твердой дороге, но изменить форму на треугольную при езде на бездорожье. Когда оно приобретает вид треугольника, вращение останавливается, а движение происходит на гусеничном ходу.
Причем трансформируется колесо-гусеница всего за две секунды, и происходит это на ходу, без остановки. Пока этот трансформер слишком дорогая и сложно реализуемая разработка, доступная только военным. Боевая машина будет способна проходить 95% любых внедорожных ситуаций.
3. Шнекороторные вездеходы
Очень редкие, штучного производства машины - это работающие на принципе винта Архимеда шнекоходы. Конструкция состоит из двух огромных полых шнеков, приводимых в движение мощными моторами.
Благодаря винтовому движению роторов шнекоход способен передвигаться там, где самый мощный вездеход не в состоянии преодолеть преграду: ему подвластны любые топи весенней тундры и снежно-ледяные поля. Благодаря полой конструкции винтов шнекороторный автомобиль способен превратиться в амфибию и плыть по воде.
Отлично справляясь с бездорожьем, шнекоход не умеет двигаться по обычным дорогам и делать повороты. Зато он способен ехать боком даже по твердой поверхности, если роторы будут вращаться в одну сторону.
Такие "особенные" вездеходы производятся для особых работ, связанных с производством в болотных, подтопленных или прибрежных зонах. Эти машины используют для поисково-спасательных работ при возвращении из космоса кораблей - если спускаемый аппарат приземлился глубоко в тундре. Чтобы доставить шнекоход к месту использования, его приходится погрузить и перевезти на другом транспортном средстве.
4. Автомобили-шагоходы
Но самые необычные машины - это шагоходы, которые, тем не менее, с полным правом могут считаться альтернативой колесным автомобилям. Разработкой механических ног занимались еще в 70-х годах прошлого века, вдохновляясь научной фантастикой и "Звездными войнами".
Военные тоже были не против взять на вооружение шагающие машины в качестве перевозчиков грузов для армейских потребностей. Но разработка осталась без дальнейшего развития из-за своей дороговизны и сложности производства и при этом отсутствии видимых преимуществ.
Но в наше время шагоходами заинтересовались японцы: компания Sansei Technologies разработала технику на четырех ногах, которая сразу погружает зрителя в атмосферу "Звездных войн".
Читайте также
Двухметровая роботизированная машина имеет четыре посадочных места, а для посадки пассажиров умеет сгибать колени и приседать. Скорость шагохода невелика, но ее вполне достаточно для прогулки по парку отдыха.