Zahav.АвтомирZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+26+20
Иерусалим
+23+14

Автомир

А
А

Необычные средства передвижения: на чем могут ездить автомобили, кроме колес

Казалось бы, колесо - единственное, что способно перемещаться в пространстве, совершая вращательные движения, и машина может ездить исключительно на колесах. Но это совсем не так!

10.04.2024
Источник:Novate.Ru

Человечество изобрело и другие способы передвижения транспорта, которые стали альтернативой колесу и даже порой превосходят его по своим возможностям.

Возраст колеса примерно пять тысячелетий, а новым способам ездить по дорогам и без них - не более сотни лет.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

1. На гусеничном ходу

Еще в 18 веке мыслящие люди с инженерным складом ума придумали новую концепцию - не колесо едет по дороге, а дорога сама "катится" и перемещает повозку. Так Ричард Эджуорт впервые изобрел гусеничный ход, идея получила дальнейшее развитие в 19 веке.

Гусеничная сплошная лента благодаря тому, что она соприкасается с грунтом на большой площади, имеет давление на грунт даже меньше, чем давление ног шагающего человека. Поэтому гусеничный ход нашел широкое применение там, где требуется повышенная проходимость - тракторы, вездеходы, экскаваторы.

На легких машинах - снегоходах и снегоболотоходах, устанавливаются гусеницы с шарнирами, башмаками и беговой дорожкой из резины. Самые мощные гусеничные движители используются в военной технике - это современные танки.

Гусеничная техника необходима на стройках и в карьерах, в геологоразведке, при сельскохозяйственных и поисково-спасательных работах. Район применения - повсеместно, но наиболее востребованы такие автомобили на Крайнем Севере.

2. Треугольное гусеничное колесо

Прототип колеса-трака разработало военное ведомство США в ходе реализации программы GXV-T для использования в армейских автомобилях. В этой конструкции гусеничная лента способна трансформироваться из круглой в треугольную и обратно, тем самым объединяя в себе возможности стандартного колеса и гусеницы. Роботизированное изделие имеет трансформируемый обод, включающий три управляемых электроникой механизма.

Благодаря этому круглое колесо может вращаться и двигаться по обычной твердой дороге, но изменить форму на треугольную при езде на бездорожье. Когда оно приобретает вид треугольника, вращение останавливается, а движение происходит на гусеничном ходу.

Причем трансформируется колесо-гусеница всего за две секунды, и происходит это на ходу, без остановки. Пока этот трансформер слишком дорогая и сложно реализуемая разработка, доступная только военным. Боевая машина будет способна проходить 95% любых внедорожных ситуаций.

3. Шнекороторные вездеходы

Очень редкие, штучного производства машины - это работающие на принципе винта Архимеда шнекоходы. Конструкция состоит из двух огромных полых шнеков, приводимых в движение мощными моторами.

Благодаря винтовому движению роторов шнекоход способен передвигаться там, где самый мощный вездеход не в состоянии преодолеть преграду: ему подвластны любые топи весенней тундры и снежно-ледяные поля. Благодаря полой конструкции винтов шнекороторный автомобиль способен превратиться в амфибию и плыть по воде.

Отлично справляясь с бездорожьем, шнекоход не умеет двигаться по обычным дорогам и делать повороты. Зато он способен ехать боком даже по твердой поверхности, если роторы будут вращаться в одну сторону.

Такие "особенные" вездеходы производятся для особых работ, связанных с производством в болотных, подтопленных или прибрежных зонах. Эти машины используют для поисково-спасательных работ при возвращении из космоса кораблей - если спускаемый аппарат приземлился глубоко в тундре. Чтобы доставить шнекоход к месту использования, его приходится погрузить и перевезти на другом транспортном средстве.

4. Автомобили-шагоходы

Но самые необычные машины - это шагоходы, которые, тем не менее, с полным правом могут считаться альтернативой колесным автомобилям. Разработкой механических ног занимались еще в 70-х годах прошлого века, вдохновляясь научной фантастикой и "Звездными войнами".

Военные тоже были не против взять на вооружение шагающие машины в качестве перевозчиков грузов для армейских потребностей. Но разработка осталась без дальнейшего развития из-за своей дороговизны и сложности производства и при этом отсутствии видимых преимуществ.

Но в наше время шагоходами заинтересовались японцы: компания Sansei Technologies разработала технику на четырех ногах, которая сразу погружает зрителя в атмосферу "Звездных войн".

Читайте также

Двухметровая роботизированная машина имеет четыре посадочных места, а для посадки пассажиров умеет сгибать колени и приседать. Скорость шагохода невелика, но ее вполне достаточно для прогулки по парку отдыха.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке