В 1930-е годы в Советском Союзе полным ходом шла индустриализация. Иностранных специалистов и технологии для форсированной модернизации хозяйства тащили отовсюду. Но главным "донорами" стали Соединенные Штаты Америки и Веймарская республика (официально Германская империя). В 1932 году предприятия Порше в Германии посетила делегация советских специалистов. Одной из задач посольства было привлечение немецких инженеров в Советский Союз. Зазывали и самого Фердинанда Порше, предлагая возглавить наряжающееся советское автомобилестроение.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
В последствии Порше посетил Советский Союз. Однако, от должности отказался. По воспоминаниям сына немецкого магната Фердинанда Порше младшего (Ферри) отец долго "ломался". Предложение Советов было крайне аппетитным, но Порше-старший отказался, сославшись на незнание русского и местных особенностей, а также уже немолодой возраст, чтобы начинать с чистого листа (на тот момент промышленнику было уже 57 лет). Так судьбы Порше и страны Большевиков разошлись. Однако, в 1970-е годы пути советской промышленности и известной немецкой компании пересекаться вновь. Активнее всего с немецким гигантом будут сотрудничать такие известные советские предприятия как ВАЗ и АЗЛК.
1. Москвич-412/Рorsche 412
В 1973 году Москвич-412 разработки 1967 года уже сдавал экспортные позиции. Тем временем на АЗЛК уже во всю кипела работа над новым Москвич-2140, который увидит свет в 1975 году. Однако, пока новая машина не добралась до конвейера руководству завода хотелось вдохнуть в 412-ый "вторую жизнь". С этой целью обратились за помощью, в том числе к специалистам Porsche Engineering - подразделением немецкого автогиганта, занимавшегося сотрудничеством с другими производителями.
Много от немцев и не требовалось. На АЗЛК лишь хотели "омолодить" старенький Москвич-412 по современной моде без радикальных изменений в конструкции. Западные специалисты сделали, что смогли: заменили решетку радиатора, шильдики, молдинги, вручили "Москвичу" новые колесные диски, переработали руль и приборную панель, сиденья, добавили вставок из ткани, заменили дверные рукоятки, изменили способ хранения "запаски". Увы, в серию 412-го немецкие переработки так и не внедрили.
2. Москвич-2141
Мало кто знает, но "Сорок первый" от АЗЛК мог выглядеть совершенно иначе. В начале 1970-х годов специалисты Porsche разработали эскизный проект для новых "Москвичей". Основой должен был стать "традиционный" седан с классической компоновкой, длиной кузова 4 550 мм и колесной базой 2 550 мм. Для сравнения, появившийся впоследствии 2141-ый оказался меньше на 150 и 30 мм, соответственно. По задумке немцев новое семейство следовало бы оснастить 4 и 6-цилиндровыми двигателями.
Кузова также могли быть разные. Помимо седана были подготовлены эскизы для универсала, минивэна, хэтчбека и даже пикапа. Также был подготовлен эскиз "кроссовера" с большим клиренсом, задним приводом, самоблокирующимся дифференциалом и откидным тентом! Однако, предложения дизайнеров Porsche отклика со стороны АЗЛК так и не нашли, а эскизы в итоге легли в пыльный ящик.
3. ВАЗ-2103, 2108 и еще многие другие
С Porsche активно сотрудничал и АвтоВАЗ. О том, что немцы принимали участие в создании ВАЗ-2108, наверняка слышали многие. Впрочем, было бы ошибкой думать, что машина была буквально полностью спроектирована немецкими специалистами. Инженеры Porsche приложили руку к проектированию двигателя (в частности камеры сгорания), системе зажигания и системе питания. При этом все перечисленное создавалось в тесном партнерстве с советскими конструкторам. Стоит также отметить, что еще в конце 1970-х сами немцы высоко оценивали плоды сотрудничества Porsche и АвтоВАЗ.
Однако, совместная работа над ВАЗ-2108 стало далеко не первым примером сотрудничества немецких и советских специалистов. Так, во второй половине 1970-х немцы приложили руку к модернизации ВАЗ-2103. Инженеры Porsche должны были "ориентировать" машину для западного покупателя. С этой целью отказались от хрома, добавили бампер со спойлером, серьезно переработали салон (в первую очередь руль и приборную панель). В саму "трешку" предложенные немцами инновации так и не попали, однако впоследствии были реализованы в таких автомобилях, как ВАЗ-2105 и 2107.
Читайте также
Отдельно стоит отметить, что через Porsche советская сторона привлекала к сотрудничеству и другие иностранные компании. Например, немецкую фирму ZF неоднократно помогавшую в разработке коробок передач. В 1980-е годы сотрудничество АвтоВАЗ и Porsche продолжилось. Немцы участвовали, в том числе в модернизации "Оки". Однако, в серийный проект эта работа так и не вылилась.