После окончания Второй мировой войны в Европе появилась целая плеяда небольших, маломощных и дешевых автомобилей. Со временем на этот рынок с моделями собственного производства удачно вклинились и японские автопроизводители.
Задумывались над развитием рынка малолитражек и в Советском Союзе. Однако, в эпоху расцвета данного класса в серию, по сути, пошло только две подобные машины отечественного производства: ЗАЗ-965 и мотоколяска из Серпухова. Третьей знаковой малолитражкой СССР стал ВАЗ-1111 "Ока".
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Долгое время в Советском Союзе отношения с малолитражками не ладились в отличие от стран Европы и Японии. Ситуация выглядит тем ироничнее, что в некоторых странах соцлагеря за разработку или лицензионное производство подобных машин брались куда более охотно. Чего только стоит итальянский Fiat 126, который собирали в том числе в Польской Народной Республике с начала 1970-х годов. К слову, в Польше 126-ой пользовался огромным спросом и даже получил ласковое прозвище "Малух" ("Малыш").
Переосмыслили отношение к малолитражным бюджетным автомобилям в Советском Союзе только к концу 1970-х годов. Наконец, в 1981 году в отечественные специалисты создают экспериментальную модель НАМИ‑0231. Сразу за ней появляется НАМИ‑0266, а спустя еще некоторое время на базе первых двух разработок в Серпухове создается опытная малолитражка СМЗ‑1101. Именно к ней конструкторы впервые применили имя "Ока", правда, пока неофициально. Поначалу советские конструкторы рассчитывали наладить производство малолитражных авто с опорой на польский Fiat 126. Однако, к тому моменту в ПНР уже было неспокойно и опасаясь перебоев в поставках комплектующих от идеи отказались.
К 1983 году вопрос производства малолитражек наконец сдвинулся с мертвой точки. Было решено наладить серийное производство на мощностях ВАЗ и КАМАЗ. За основу нового автомобиля было решено взять наработки НАМИ и СМЗ, а также японский автомобиль Daihatsu Cuore от 1980 года разработки. Своим внешним видом получившаяся по итогу "Ока" во многом обязана именно этой машине. Двигатель для новинки пришлось разрабатывать с чистого листа. Мотор для "Оки" был разработан в кратчайшие сроки. В серийное производство агрегат запустили уже в 1984 году. При этом конечный вариант двигателя относительно первоначального был во многом упрощен ради удешевления производства.
Новый автомобиль получился во многом прорывным. В сравнении с предыдущими советскими малолитражками "Ока" выглядела куда современней, симпатичней и обладала лучшей динамикой. При этом в отличие от японских и европейских малолитражек, советский ВАЗ-1111 подходил не только для размеренной езды по городу, но и для более сложных поездок. Многие врожденные недостатки машины нивелировались ее доступностью. На момент начала серийного производства в 1987 году "Ока" стоила 3 500 рублей. Деньги это были не маленькие, однако стоила новая машина, по сути, столько же сколько и ЗАЗ-968М с 30-сильным агрегатом.
Читайте также
На полную катушку серийное производство "Оки" развернули к концу 1980-х годов. В "лихие 90-е", несмотря на многочисленные проблемы в стране, спрос на ВАЗ-1111 оставался стабильно высоким. В 1996 году машина получила новый двигатель. Серийное производство продолжалось вплоть до 2008 года. По какой-то злой иронии, спрос на лучшую советскую малолитражку во многом подорвала последняя модернизация. Очередная замена мотора заметно удорожила машину, при этом не решила ни одной врожденной проблемы "Бешеной табуретки". Тем не менее, за 20 лет производства в стране было выпущено более 700 тысяч таких авто.