Европейское исследование подтвердило данные страховых компаний: водители мало весящих автомобилей при столкновении с более тяжелым транспортным средством имеют на 80% больше шансов получить тяжелые увечья. Между тем сегодня угроза им растет день ото дня - по мере того, как на дороги выходит все больше электромобилей, чей вес увеличен из-за батарей.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Электромобили считаются будущем отрасли, по крайней мере на ближайшую перспективу. Эти автомобили экологичные, маневренные, тихие. Израиль - среди стран, в который электрокары ввозятся особенно активно. В 2023 году они уже занимали 18% авторынка - на процент больше, чем в Германии, и втрое больше, чем в США. А уже в январе 2024 года их доля увеличилась до 23%!
Но за электромобилями тоже тянется темная тень: их относительно большой вес может негативно повлиять на других участников дорожного движения. При столкновении двух транспортных средств более тяжелый автомобиль отталкивает легкий назад, из-за чего силы, действующие на пассажиров легкого автомобиля, намного превышают силы, действующие на пассажиров тяжелого.
Посмотрите, как отличались по весу лидеры продаж последних лет. В 2021 году самым продаваемым в Израиле автомобилем стала Toyota Corolla hybrid, весом 1450 к. В 2022-м - Kia Picanto, весом 980 кг. А в 2023-м лидером продаж уже был BYD 3 - и он уже весит 1800 кг.
В чем смысл этого сравнения? Институтом VIAS было проведено исследование множества ДТП, в которые попали в общей сложности 300.000 водителей и пассажиров в период с 2017-го по 2020 год. И вот его основные выводы:
1. Тяжелые автомобили более защищены, но и более опасны для других. Находящиеся в них имеют меньшую вероятность получить тяжелые или смертельные травмы, по сравнению с другими участниками движения.
Исследование обнаружило, что при столкновении автомобиля весом 1600 кг с автомобилем массой 1300 кг у пассажиров тяжелой машины риск гибели снижается на 50%, тогда как у пассажиров легкой машины растет почти на 80%. А если небольшая легковушка, ездящая на бензине и весящая 1000 кг, столкнется с электрическим кроссовером весом около 2000 кг (например, Tesla Model Y, Hyundai Ioniq 5 или Skoda Aniak), то для находящихся в первой машине риск получить серьезные травмы повышается втрое.
То же касается и внедорожников: они надежней. При столкновении с легковым авто пассажиры кроссовера рискуют получить травмы на 25% меньше среднего, тогда как в легковом - на 20% выше среднего.
2. Чем мощнее мотор, тем сильнее ущерб. У тех, кому хватает 70 лошадиных сил, шанс погибнуть в ДТП на 65% ниже среднего, а у тех, кто «запрягает» 140 л.с. этот шанс - на 125% выше среднего. Между тем электрокары принесли в мир новый уровень мощности: многие из них оснащены моторами в 204 л.с. Это на 50% больше, чем у Toyota Corolla).
3. Высокий капот повышает угрозу пешеходам. Чем выше бампер машины, которая сбивает человека - тем меньше у него шансов выжить или не остаться инвалидом. Например, если человека или велосипедиста собьет машина, у которой капот находится на уровне 90 см от земли - вероятность летального исхода на 30% выше, чем если он будет сбит машиной с капотом всего на 10 см ниже!
4. Пикапы безопасны для пассажиров, но опасны для остальных. Если такой автомобиль столкнется с обычным легковым седаном, то у тех, кто в пикапе, вероятность смертельных травм на 65% ниже среднего, а у второй машины - на 50% выше среднего. А если пикап собьет пешехода, то риск серьезной травмы для него вырастет на 90%, а риск смерти - на 200%.
Автомобили становятся все тяжелее
По данным того же исследования, средний вес автомобиля вырос на 30% за период с 2000 года (1186 кг) по 2021 год (1521 кг). Средняя мощность их моторов за тот же период выросла на 60%, с 88-ми до 140 лошадиных сил. И капоты стали выше за это время на 15%: с 73-х до 83 см.
Эллен Таунсенд, директор по политике Европейского совета безопасности дорожного движения (ETSC), заявила в связи с этим: "Неустанное стремление автомобильной промышленности продавать все более крупные и тяжелые внедорожники - плохой фактор для безопасности дорожного движения… Эта тенденция только ухудшается с электрификацией, поскольку электрифицированным внедорожникам нужны самые тяжелые аккумуляторы. Очень важно, чтобы и ЕС, и правительства стран, и муниципальные власти начали стимулировать распространение транспортных средств, более безопасных для всех участников дорожного движения".
И приведенное исследование, и слова Таунсенда дополняют предупреждения, высказанные в прошлом году двумя институтами по вопросам безопасности, европейским и американским: "Электрические транспортные средства отражают тревожную тенденцию высокого потребительского спроса на более тяжелые, мощные и высокие автомобили, которые не только подвергают опасности других водителей, но и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Из 11 новых автомобилей, которые мы тестировали в нынешней серии краш-тестов, только три весят менее двух тонн, и только один, Smart 3, классифицируется как семейный автомобиль", - заявили эксперты европейского краш-теста Euroencap в ноябре прошлого года.
Рауль Арбелиз, директор Института дорожной безопасности, который финансируется американскими страховыми компаниями, говорит: "Есть большая разница между первым электромобилем, который мы тестировали - Nissan Leaf 2011 года, весом 1500 кг, - и нынешним поколением электромобилей, некоторые из которых весят более 2700 кг. Это большие внедорожники и фургоны, им требуются очень тяжелые батареи. Их дополнительный вес дает больше защиты тем, кто в них - но, к сожалению, это происходит за счет людей в других транспортных средствах".
Читайте также
Исследователи из Университета Небраски в Линкольне, США, недавно провели краш-тест электрического пикапа Rivian R1T, который весит примерно 3175 кг. В ходе испытания, которое частично финансировалось Инженерным корпусом армии США, пикап направили на дорожное ограждение со скоростью 96 км/ч - не самая высокая скорость на израильских шоссе. К своему удивлению, следователи отметили, что пикап после столкновения с оградой… почти не замедлил ход.
А когда в 2018 году этот университет тестировал подобным Tesla Model 3 - она просто подбросила ограду вверх и проехала под ней. И сегодня заместитель директор по вопросам безопасности движения Коди Столл, который участвовал в обоих краш-тестах, говорит: "Это - проблема, которую необходимо срочно решить".
Walla!