13 сентября о начале в ЕС антидемпингового расследования в отношении властей КНР и их субсидий своим производителям электромобилей объявила председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в ежегодной программной речи "О положении дел в Европейском союзе".
"Мировые рынки сегодня наводнены дешевыми китайскими электромобилями, цены на которые искусственно поддерживаются на низком уровне за счет масштабных государственных субсидий", — заявила фон дер Ляйен, выступая в Европейском парламенте в Страсбурге. Объявив о начале антидемпингового расследования в отношении КНР, она подчеркнула, что "Европа открыта для конкуренции", но не для "примитивизации" и "выравнивания всех по нижней планке".
Урсула фон дер Ляйен отметила, что европейские компании "зачастую проигрывают в уровне цен конкурентам, получающим огромные государственные субсидии". "Мы не забыли того, как сильно пострадала наша промышленность по производству солнечных батарей от нечестных торговых практик Китая", — сказала глава ЕК, напомнив о демпинговых ценах, по которым Китай поставлял европейцам оборудование для солнечной энергетики.
Вопросы развития производства электромобилей и соблюдения правил конкуренции на этом рынке имеют ключевое значение для Евросоюза — в перспективе прекращения в 2035 году выпуска автомашин с тепловыми двигателями.
Если по итогам расследования Еврокомиссия обнаружит нарушения торговых правил со стороны Китая, она может ввести повышенные (штрафные) таможенные пошлины на китайские автомобили.
По словам фон дер Ляйен, Европейский союз, защищаясь от "нечестной" демпинговой политики и практик, одновременно должен продолжать "диалог с Китаем". В двусторонних отношениях Евросоюзу необходимо не "разделение" или разрыв с Пекином, но "снижение рисков".
Как указывает агентство France-Presse, решение Брюсселя об антидемпинговом расследовании было принято при активной поддержке Франции, которая в последние месяцы выступает за более жесткую позицию ЕС в отношении протекционистской экономической политики Пекина. Германия, традиционно более сдержанная в подобных вопросах, в этот раз также приветствовала решение Еврокомиссии.
Министр экономики и финансов Франции назвал расследование "очень хорошей новостью". Если китайские государственные субсидии производителям электромобилей "не соответствуют правилам Всемирной торговой организации, Европа должна иметь возможность принять ответные меры", — заявил Брюно Ле Мэр.
"Мы хотим честной конкуренции между Китаем и Европой. Мы хотим экономического сотрудничества с Китаем, но экономическое сотрудничество не означает слабость. Есть правила, и они одинаковы для всех, независимо от того, Китай это или Европа. Необходимо проверить чтобы эти правила соблюдались всеми", — отметил министр экономики и финансов Франции.
Читайте также
Ранее в правительстве страны призывали ЕС принять меры для защиты европейского рынка электромобилей от недобросовестной конкуренции.
В Германии министр экономики Роберт Хабек назвал "в целом правильной" позицию Еврокомиссии. "Речь идет не о том, чтобы исключить из европейского рынка дешевые и эффективные автомобили, а о том, чтобы посмотреть, нет ли [для их производителей] скрытых субсидий, прямых или косвенных, которые дают им несправедливое конкурентное преимущество", — пояснил он.
Расследование Еврокомиссии в отношении КНР приветствовала и Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA), главный лоббист отрасли в ЕС. Гендиректор ассоциации Зигрид де Врис указала на необходимость срочной проверки соблюдения правил конкуренции на рынке электромобилей Европы. Особенно в условиях "масштабного роста" импорта китайских электромобилей в ЕС.
Как напоминает AFP, Китай уже давно активно развивает электромобильную отрасль, а также значительно опережает Европу в производстве аккумуляторных батарей. Китайские производители, имеющие огромный внутренний рынок сбыта, в последнее время наращивают свой экспорт в Европу, предлагая более низкие цены (отчасти этот уровень цен достигается за счет опыта работы на собственном рынке и экономии на масштабах производства).
К наращиванию экспорта автопроизводителей КНР толкает усиление конкуренции на внутреннем рынке и замедление китайской экономики. Как отмечает Reuters, в августе автомобильный экспорт из Китая вырос на 31% после роста в июле на 63%. В Европе доля китайских компаний на рынке электромобилей выросла в этом году до 8% — в два раза по сравнению с 2021 годом.