Однако подлинным рекордсменом по насмешкам был и остается ставший легендарным ЗАЗ-965, более известный как "Горбатый". Вот только именно этот "Запорожец" как никто другой может похвастаться удивительной историей, оригинальными решениями в конструкции и даже богатым опытом в киносъемках - и все это открывает его с совершенно неожиданной стороны как наследия советского автопрома, которым также стоит гордиться. Вашему вниманию 6 нетривиальных фактов о "горбатом Запорожце".
1. Об этимологии знаменитого прозвища ЗАЗ-965
Легендарное прозвище "Горбатый" появилось не просто так, а было связано с нестандартной по тем временам формой кузова. Фишка этой модели в том, что задняя часть автомобиля действительно напоминала горб. Более того, это была вынужденная мера: просто конструкция силового агрегата, расположенного сзади, была таковой, что разработчикам пришлось сильно изогнуть заднюю крышку. Кроме того, на одном "Горбатом" перечень кличек ЗАЗ-965 не закончился: предприимчивые советские автомобилисты как его только не обзывали - и Запор, и Абдулла, и дядя Федор, и даже Консервная банка.
2. О силовой установке "Горбатого"
ЗАЗ-965 может похвастаться, пожалуй, самым необычным мотором среди советских автомобилей своего времени. Во-первых, его сделали V-образным, а во-вторых, обладал воздушным охлаждением. Кроме того, нахождение сзади и тогда, и сейчас остается менее частой практикой. Впрочем, были и недостатки у силового агрегата "Горбатого": прежде всего, он частенько перегревался, особенно при теплой погоде, поэтому большая часть "горбатых" в летние месяцы разъезжали с капотом, который подпирался распоркой.
3. О других конструктивных особенностях ЗАЗ-965
Настоящим новаторством для своего времени было наличие на ЗАЗ-965 автономной печки, а этим не могли похвастаться ни Москвичи, ни даже Волги, хотя это позволяло на гонять лишнее время мотор, чтобы обогреть салон. Другой фишкой "Горбатого" была установка "косолапой" задней подвески с поперечными треугольными рычагами, а также наличие плоского днища, позволявшего ему ездить там, где для остальных легковушек это было проблематично. Был "Горбатый" и символом одного технологического атавизма: модель ЗАЗ-965 оказалась последней советской машиной, на которую устанавливали тумблерный переключатель сигналов поворота.
4. О дверях и багажнике "горбатого Запорожца"
Любопытной конструктивной фишкой, которую можно найти в "горбатом Запорожце" был и кузов. Например, передние и задние стекла ЗАЗ-965 - взаимозаменяемы, двери же открывались не вперед, а назад. Правда, в случае последнего это оказалось не лучшее решение, потому, что плохо закрытая дверь могла попросту открыться на ходу, при этом обрывался слабенький ремешок-ограничитель, да и кузов мог пострадать. А вот багажником в привычном смысле этого понятия ЗАЗ-965 не обладал: спереди располагались бензобак, запасное колесо, грелка с водой для омывателя и набор необходимых инструментов.
5. О массе ЗАЗ-965
"Горбатый Запорожец" был довольно легкой моделью машины, особенно в сравнении с другими советскими автомобилями: по данным редакции Novate.ru, ее снаряженная масса составляла всего 665 килограммов, а полная — 965 килограммов. Эту особенность даже обыграли в грузинской кинокартине "Субботний вечер", где персонажи поссорились друг с другом, после чего Берик и Баадур решили удрать от Кахи на ЗАЗ-965. Вот только не вышло, потому что последний с легкостью поднял "горбатого" за задний бампер и держал в таком положении не менее суток.
Читайте также
- 7 редких советских автомобилей, о существовании которых многие не догадывались
- Они были первыми: авто, на которых впервые появились важные опции
- Автомобили из "Березки": столько стоили советские авто в чеках Внешпосылторга
- Почему у "Запорожца" двигатель располагался сзади
- Что ломалось в советских автомобилях?
6. О кинокарьере "горбатого Запорожца"
К слову, "Субботний вечер" был далеко не единственным фильмом, где отметился ЗАЗ-965. Среди советских кинокартин можно отметить, например, ленту "Три плюс два". Нашлось место легендарной модели и в мультфильме - именно "Горбатого" разбирают Дядя Федор и его папа в "Зиме в Простоквашино". Впрочем, настоящим венцом кинокарьеры "Запорожца" стало участие в самой бондиане, хоть и обыграли ее скорее в уничижительном виде - так, в фильме "Золотой глаз" она появилась под аккомпанемент фразы "Она меня никогда не подводила!", но заставить ее поехать удавалось только после избиения молотом.