Далеко не всегда обстоятельства на дороге оборачиваются для водителя так, как хочется. И даже если он уверен в своих силах и не сомневается в профессионализме, полностью исключать риск дорожного происшествия нельзя. Однако и в столь неприятной ситуации остается определенный выбор. Так, например, можно принять решение, куда и как лучше врезаться, если ДТП неизбежно. Рассмотрим основные советы, которые помогут избежать плачевных последствий.
1. Как действовать при появлении риска неизбежной аварии
Какая основная опасность для водителей на дороге? Конечно же, другие водители. Безусловно, есть и другие препятствия в виде дорожных знаков, бордюров, дорожных заборчиков, столбов и других инженерных конструкций. Так куда же лучше врезаться, если авария неизбежна?
Выбирая объект на дороге, который сможет принять на себя удар и смягчить последствия столкновения, нужно следовать простым принципам.
Так, основной критерий заключается в следующем - какой возможен ущерб здоровью и транспортному средству. Учитывая эти особенности, следует пытаться найти что-то наиболее мягкое и массивное - например, снежный сугроб, если речь идет о холодном времени года и регионе со снежными зимами.
Но и здесь нужно иметь представление о том, что являет собой такое препятствие - огромный массив свежевыпавшего снега или целину, или же слежавшийся снег, который пережил несколько оттепелей, затвердел и покрылся льдом. Во втором случае имитированная преграда может сыграть с вами злую шутку, став ледяным трамплином или своеобразной кирпичной стеной, которая буквально раздавит автомобиль.
Кроме того, крайне нежелательно выбирать для столкновения бетонные конструкции (столбы, опоры) и деревья из-за увеличенных прочностных свойств и небольшой точки соприкосновения с машиной. И, пересматривая хронику дорожно-транспортных происшествий, часто приходится видеть автомобили, разрезанные почти пополам при контакте с такими сооружениями. Поэтому используйте для торможения эти препятствия исключительно в тех случаях, если скорость передвижения минимальна, а предположительный ущерб автомобилю вам понятен.
Что касается элементов дорожной инфраструктуры, то превратить их в средство остановки несущегося авто нужно с осторожностью. И хоть такие конструкции проектируются с учетом максимального взаимодействия с кузовом транспортного средства, зачастую они становятся своеобразным амортизатором, отбрасывая врезавшуюся машину в другую сторону, из-за чего траектория ее движения резко меняется.
Вдобавок дорожные ограждения представляют опасность из-за высокой вероятности того, что их отдельная часть оторвется и наподобие копья пробьет кузов транспортного средства.
Что касается фронтальных аварий с легковыми автомобилями, то на скоростях до 60 км/ч они относительно безопасны при условии, что вы находитесь в относительно современном автомобиле с базовыми средствами активной и пассивной безопасности (подушки, ремни и т.д.), а также пристегнуты. В любом случае такое столкновение хотя бы сохранит вам жизнь.
Но если вам навстречу несется большегруз, то независимо от скорости его движения, такого контакта лучше всячески избегать. Дело в том, что грузовик имеет внушительные размеры и массу, поэтому может попросту раздавить вашего "железного коня".
Если вы оказываетесь в такой ситуации, что нужно выбирать между тараном другого автомобиля и наездом на пешехода, старайтесь тормозить в своей полосе. Ведь если пешеход получит травмы в результате съезда вашего автомобиля на соседнюю полосу движения, вся ответственность за случившееся ляжет на вас.
2. Обман электронных систем безопасности
Оказавшись в потенциально опасной аварийной ситуации, важно выбрать что-то максимально мягкое и безопасное как для себя и своего автомобиля, так и для окружающих. Если время для принятия решения отсутствует, необходимо приступать к торможению в своей полосе, пытаясь не врезаться в столбы и деревья. К тому же многие автомобилисты на инстинктивном уровне стремятся сохранить себе жизнь, забывая о находящихся в салоне пассажирах.
Если в вашей машине есть электронная система ABS, то при резком торможении она попытается сохранить управляемость, что позволит откорректировать траекторию движения, исходя из ситуации. Если вы понимаете, что встреча со столбом неизбежна, сделайте так, чтобы машина врезалась в него лонжероном, а не центральной частью кузова.
Читайте также
3. Общие советы
Каждому водителю будет полезно учитывать общие советы, которые помогут принять правильное решение в случае неизбежной аварии:
Всегда старайтесь предугадать дорожную обстановку, наблюдая за соседями по потоку и пытаясь спрогнозировать их дальнейшие действия, оценивая маневры. Важно научиться запоминать основные правила и оценивать, кто едет поблизости, на каком расстоянии и как быстро.
По возможности пройдите курсы контраварийной подготовки для отработки навыков вождения, выработки реакции и улучшения маневрирования. Эти умения обязательно пригодятся в потенциально критической ситуации, когда авария неизбежна.
Помните, что на дороге не бывает одинаковых ситуаций. Поэтому универсальные рецепты и решения отсутствуют. Одно дело, когда вы уходите от аварии на пустой трассе, и совершенно другое, если речь идет о неминуемом столкновении на оживленном городском проспекте.
Всегда соблюдайте безопасную дистанцию. Старайтесь не приближаться к движущемуся перед вами автомобилю на расстояние, сопоставимое с 4 секундами для торможения. Если дистанция достаточна, чтобы успеть сбросить скорость, то, скорее всего, вам удастся оттормозиться.
Придерживайтесь аккуратного стиля вождения, чтобы свести к минимуму риск опасных ситуаций. При адекватном скоростном режиме без необдуманных перестроений вы сможете избежать множества аварийных происшествий.
Будьте хладнокровны. В экстремальных случаях важно не растеряться и не поддаться панике, закрывая руками лицо или бросая руль. Важно действовать рационально и без эмоций. При таком подходе шансы сохранить жизнь себе и пассажирам существенно возрастут.
Если вы не способны отключать эмоции и при вождении становитесь гиперчувствительными, а в стрессовых условиях вовсе теряетесь, возможно, вам нужно набраться навыков у обученного инструктора и пройти своеобразные курсы повышения квалификации, в том числе отработать навыки контраварийной подготовки.