Около трех недель назад Ш., 16-летний подросток из Иерусалима, взял у родителей ключи от машины, подобрал по дороге своего друга, и оба отправились развлекаться в район Писгат-Зеэв. Примерно через двадцать минут, когда они уже ехали по улицам района, Ш. не справился с управлением и врезался в два припаркованных автомобиля. По счастливой случайности, никто не пострадал. Вроде бы все в порядке - за исключением небольшого факта: ущерб припаркованным автомобилям оценивается в 140 000 шекелей. В самом скором времени адвокат подаст на водителя деликтные иски. Можно не сомневаться в том, что суд потребует возмещения ущерба.
Вышеупомянутый случай, когда ребенок берет ключи от машины родителей и едет кататься, не имея при себе водительских прав, далеко не единичен. Это государственный бич, который только чудом не уносит десятки жертв в год. С точки зрения подростков, а также немалого количества родителей, это шалость, но на практике последствия вождения без прав могут быть крайне серьезными, иногда необратимыми.
Насколько широко распространено это явление? Какие санкции применяются к этим подросткам и какова степень участия родителей в совершении преступления?
Человек, который хорошо разбирается в этом вопросе, - Дорит Ницан, национальный инспектор Службы пробации для несовершеннолетних, ответственная за разработку программ обращения с подростками, нарушившими закон. На самом деле, нет ни одного несовершеннолетнего, уличенного в этом преступлении, который не прошел бы через ее руки, поскольку закон в Израиле гласит, что любой совершивший правонарушение подросток будет направлен на психосоциальное расследование. По словам Дорит, ежегодно в Службу пробации по подозрению в совершении нарушений правил дорожного движения и незаконном вождении (использовании транспортного средства без наличия водительских прав) направляются около 650 подростков, из них 59% - выходцы из арабского общества. Однако это число далеко не точно отражает масштабы явления. Согласно исследованию, проведенному ассоциацией "Ор ярок", каждый второй молодой человек (52%) хотя бы раз признается в том, что управлял мотоциклом или транспортным средством без прав. В бюллетене деликтного форума при Коллегии адвокатов говорится, что "ежегодно в отношении молодых людей, которые сбили транспортное средство во время вождения без прав, подаются десятки гражданских исков. По нашей оценке, на практике речь идет о десятках тысяч подростков, которые ездят без прав".
Читайте также
- 8 самых больших штрафов в автомобильной истории
- Слепая жительница Рахата поймана за рулем машины с четырьмя пассажирами
- Названы самые комфортные автомобили для высоких людей
- Как у водителей возникает состояние "дорожного гипноза"
- Полиции дали доступ к данным владельцев автомобилей, попавших в поле зрения дорожных камер
Существует большой разрыв между отношением общества к данному правонарушению и тем, как законодатель воспринимает правонарушение и его уголовно-правовые и гражданско-правовые последствия. Обычно за вождение без водительского удостоверения наказанием является лишение свободы на срок до двух лет и лишение водительских прав на срок не менее 3 месяцев с условным сроком. Однако реальность показывает, что суд не раз соглашался на менее суровую альтернативу наказания. К примеру, в приговоре, вынесенном судом по делам несовершеннолетних в Петах-Тикве, 16-летний юноша, пойманный за рулем на трассе без водительских прав, был приговорен к относительно легкому наказанию - 50 часам общественных работ, подписании финансового обязательства в размере 1500 шекелей во избежание подобных правонарушений в течение двух лет, запрету на получение или владение водительскими правами сроком на один месяц и условному лишению прав. По другому делу суд вынес еще более мягкое наказание - штраф в размере 1000 шекелей и условное лишение прав на два года.
Вполне вероятно, что многие из читателей, у которых есть дети, поднимут бровь, поскольку, видимо, они никогда не разрешали ребенку брать транспортное средство без разрешения. Но это, мягко говоря, не соответствует действительности. "В прошлом многие разрешали ребенку водить машину на проселочной дороге или сажали его к себе на колени и позволяли водить машину, - отмечает психолог Дори Бар Ной. - Родители должны знать, что нет никакой гарантии, что ребенок впоследствии сумеет отличить езду по дороге без прав, сопряженную с большим риском для него и окружающих, от вождения в поле или по проселочной дороге". Поэтому, настаивает психолог, "запрещено сажать ребенка за руль до получения прав, независимо от обстоятельств. Абсолютно запрещено".
Оз Дрор, вице-президент "Ор Ярок", отмечает в свою очередь, что их ассоциация решила сделать еще один шаг в борьбе с этим явлением: недавно она начала сотрудничать с Министерством социальных дел в рамках программы "Вождение на испытательном сроке". Речь идет о групповой терапии для подростков, направленных в Службу пробации по подозрению в совершении нарушений правил дорожного движения и вождения (самовольное использование транспортного средства). В рамках программы молодежь проходит 12 сеансов терапевтического и дидактико-образовательного содержания, проводимых сотрудником Службы пробации в сотрудничестве с фасилитатором из ассоциации "Ор Ярок". "Семинары включают встречи с родителями и вовлечение их в процесс борьбы с этим социальным явлением, знакомство с рисками вождения и многое другое", - рассказывает Дрор. По его словам, все это делается для того, чтобы молодежь осознала свои действия, поняла, насколько опасно вождение без прав и осознала последствия своих действий.
Walla!
Использовано стоковое изображение от Depositphotos