Голливуд приучил нас к тому, что достаточно одной пуле попасть в топливный бак - и все, автомобиль немедленно взрывается самым роскошным образом. Да что там пуля! После любой аварии герои всегда стремятся как можно скорее выбраться из автомобиля, пока не бабахнуло. Почему так происходит, мы понимаем: законы шоу-бизнеса побеждают законы физики. Мы не против, это позволяет нам делать подборки самых душераздирающих аварий в кино.
Возможно, когда-то ты ходил в среднюю школу и понимаешь, что бензин сам по себе не взрывоопасен, да и для горения ему необходим кислород. Поэтому полный топливный бак взорваться не может по определению. Однако дальше еще интереснее: даже если он наполовину полон и в нем есть пары бензина, этого мало. Для взрыва нужно, чтобы бензиновые пары смешались с кислородом, а поступление воздуха в бак конструкцией не предусмотрено. Вот если в нем заранее наделать дырок, то да, предпосылки для взрыва возникнут.
Но тут появляется еще одна загвоздка: обычная пуля сама по себе поджечь бензин или его пары практически неспособна. В теории она может высечь искру из металла, попав в бензобак, но на практике такого не случается. Вот зажигательная или разрывная пуля - другое дело. Но как ты думаешь - часто полицейские стреляют такими? Мы подозреваем, что и преступники-то ими не особо пользуются.
Читайте также
Похожая ситуация и с переворачивающимися машинами. Допустим, при кульбитах от бака оторвался бензопровод, шланг обратной подачи топлива и через образовавшиеся отверстия внутрь попал воздух. И даже хорошенько перемешался с парами бензина. Наружу при этом вытекло некоторое количество горючего. Но для его воспламенения все равно нужна искра. Теоретически она может возникнуть при ударе или трении металла об асфальт. А вот практически такого почти не бывает.
Гораздо более вероятная ситуация - пожар под капотом, возникший после сильной аварии. Обрыв топливопровода в результате удара, искра от электропроводки - и пожалуйста, полыхнуло. Впрочем, можно обойтись и без проводки. Выпускной коллектор нагревается до 600 градусов, а бензин воспламеняется при двухсот пятидесяти.
Даже без всяких аварий бывает куча ситуаций, когда автомобили сгорают. Например, некто аккуратный помыл моторный отсек аппаратом высокого давления. В систему зажигания попала вода, в одном из цилиндров свеча не дает искру, топливная смесь в нем не сгорает и уходит в выпускной коллектор.
Про 660 градусов не забыл? Ну вот, а у многих современных автомобилей прямо в выпускном коллекторе стоит еще и горячая штучка - нейтралитический катализатор.
Есть еще один любопытный вариант возгорания. Некоторые дешевые антифризы, сделанные на метаноле, занимаются при температуре менее 100 оС. А от огня или искры вспыхивают, даже будучи холодными. Антифриз, бывает, и просто так подтекает, а уж при аварии брызжет из радиатора или из сорванных патрубков с большим энтузиазмом.
Какие отсюда выводы? Во-первых, после сильного столкновения автомобиль действительно лучше покинуть как можно скорее. Для этого хорошо бы иметь под рукой специальный нож для обрезания ремня безопасности: иногда их замки заклинивают при аварии. Во-вторых, огнетушитель в автомобиле должен быть исправным и находиться если не под рукой, то по крайней мере в известном тебе месте.