Zahav.АвтомирZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+15+9
Иерусалим
+11+6

Автомир

А
А

Автомобили Михаила Горбачева. На чем ездил президент СССР

От "Запорожца" до бронированного лимузина и Mercedes. Вспоминаем автопарк первого и единственного президента СССР.

04.09.2022
Источник:Autonews - РБК
Фото: Getty Images / Sean Gallup

Михаил Горбачев, о смерти которого стало известно во вторник, 30 августа, останется в памяти как первый и единственный президент СССР, а также инициатор нового политического курса под названием "перестройка". К автопромышленности глава государства относился благосклонно, посещал вместе со своей женой Раисой Горбачевой завод ВАЗ в Тольятти, где заявил, что отечественная марка должна стать "законодателем в автостроении в мире".

При этом, в отличие от многих политиков, к самим машинам бывший президент СССР относился без фанатизма. У Горбачева никогда не было богатого автопарка или уникальной коллекции транспортных средств (в отличие, например, от Леонида Брежнева). Более того, являясь активным сторонником уменьшения привилегий, он неоднократно предлагал пересадить представителей власти на машины попроще. Впрочем, интересные автомобили в жизни Михаила Горбачева все же были. Самые главные из них - в материале Autonews.ru.

ЗИЛ-41052

Самым известным автомобилем Михаила Горбачева стал бронированный ЗИЛ-41052 1988 года. Этот лимузин выпустили ограниченной партией, которая насчитывала всего 22 экземпляра. Все они собирались вручную, а сколько сохранилось до нашего времени - точно неизвестно.

ЗИЛ-41052 оснащался 7,7-литровой бензиновой "восьмеркой" мощностью 315 л.с. (608 Н∙м), который работал совместно с трехступенчатой автоматической коробкой. При весе в 5,5 т лимузин набирал "сотню" за 13 с. Бронекапсула, которую разработали на Курганском машиностроительном заводе, могла защитить пассажира от взрыва гранаты. Также автомобиль оборудовали кислородным баллоном (его должно было хватить на два часа), который установили в багажнике. На машину устанавливались особые шины, покрытые специальным веществом, которое могло "затягивать" пулевые пробоины.

Бронированный ЗиЛ-41052 чаще всего использовался Горбачевым для командировок в регионы с не самой стабильной обстановкой. Позже эта машина перешла к первому президенту России Борису Ельцину. Тот, в свою очередь, использовал бронированный лимузин и для обычных поездок.

ЗИЛ-41047

Для каждодневных поездок по Москве Михаил Горбачев использовал "обычный" лимузин ЗИЛ-41047. Эта модель, которая начала выпускаться в 1985 году, также комплектуется 7,7-литровым двигателем V8 (315 л.с.). С таким агрегатом семиместный лимузин может разгоняться до 190 км/ч. Разгон до "сотни" у машины весом в 3,5 т занимал 12 с.

Длина заднеприводной машины составляет 6339 мм при колесной базе 3880 мм. Лимузин оборудовали квадратными фарами от Bosch, складной эмблемой, рельефным капотом, хромированной решеткой радиатора с горизонтальными ламелями и шинами марки "Гранит", которые имели конструкцию, позволявшую двигаться при разгерметизированном колесе. Клиренс лимузина - 170 мм.

Салон автомобиля получил отделку из красного дерева, пластика, кожи, велюра и хрома. Список оборудования также был достаточно широк. Так, лимузин комплектовали электрическими стеклоподъемниками, устройством спецсвязи, аудиосистемой, отдельной климатической установкой для пассажиров, дополнительным светом в салоне для более комфортной работы с документами в дороге.

ЗИЛ-41047 является последним лимузином СССР. Уже в начале 1990-х годов представители власти пересели на Mercedes, которые будут использовать длительное время. Сейчас в Сети иногда появляются объявления о продаже ЗИЛ-41047. Цены на такие машины могут достигать нескольких десятков миллионов рублей.

Pontiac Grand Prix

В 1988 году Михаил Горбачев был признан "Человеком года" по версии журнала Time. В это же время седан Pontiac Grand Prix удостоился престижной премии "Автомобиль года" в США. По одной из версий, в честь этих событий концерн General Motors решил подарить эту модель Михаилу Горбачеву. Также не исключается, что с подобной идеей выступил тогдашний президент США Рональд Рейган, который и вручил Горбачеву подарок.

Pontiac Grand Prix украсили специальными эмблемами MG и RG2 на дверях, а на номере красовалась надпись GORBY. Pontiac Grand Prix оснащался бензиновыми моторами мощностью от 140 до 210 л.с. Коробка передач - пятиступенчатая механика или четырехступенчатый автомат.

Среди полезных опций: электрические стеклоподъемники, цифровая приборная панель с аналоговым тахометром, АМ/FM стереорадиоприемник и бортовой компьютер.

Впрочем, из-за занимаемой должности Михаил Горбачев не смог принять в личное пользование такой подарок от Рейгана, а машина была передана в музей АЗЛК.

Однако в 2002 году из-за долгов завода на коллекцию автомобилей, находившуюся в музее, был наложен арест. Все машины, в том числе и Pontiac Grand Prix, были конфискованы. Позже их все же вернули в музей АЗЛК. Спустя четыре года группа компаний "Метрополь" выкупила на торгах имущество ОАО "Москвич". Президент группы Михаил Слипенчук решил передать автомобили московскому Музею ретро-автомобилей - за исключением Pontiac Grand Prix, который захотел вернуть его прежнему владельцу Михаилу Горбачеву.

ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 никогда не числился в гараже первого и единственного президента СССР (эта машина так и не получила серийного воплощения). Но, по слухам, Горбачев имеет непосредственное отношение к судьбе этой необычной модели. Якобы именно ему принадлежит идея разработки нового правительственного автомобиля. Новинка планировалась в качестве замены ЗИЛ-4104, а в ее дизайне угадывались черты иностранных моделей: Rolls-Royce Silver Spirit, Volvo 760 и Cadillac Fleetwood Limousine.

При этом автомобиль с несущим кузовом решили оборудовать старым 7,6-литровым мотором V8 мощностью 315 л.с. и трехдиапазонным "автоматом". С таким агрегатом лимузин мог разогнаться до "сотни" за 10,5 с. Расход топлива - 18 л на 100 км пути. Для снижения веса машины инженеры активно применяли стеклопластик, из которого были сделаны панели крыши и пола, крышка багажника, а также капот и бамперы

Четырехместный ЗИЛ-4102 получил многозонный климат-контроль, премиальную аудиосистему с десятью динамиками и настоящий голосовой ассистент, сообщающий о техническом состоянии машины. Салон был отделан кремовой кожей и велюром.

На заводе имени Лихачева удалось собрать только два тестовых образца автомобиля черного и золотистого цвета. По слухам, среди работников предприятия прототипы получили неофициальные прозвища "Миша" и "Раиса". Эти две машины и были показаны в итоге Михаилу Горбачеву. Однако ему автомобили по каким-то причинам не понравились, а возможно, просто испугали возможные затраты на организацию производства. В результате проект был свернут.

ЗАЗ-968

До того как Горбачев стал главой СССР, за ним числился ЗАЗ-968 с воздушным охлаждением и 1,2-литровым бензиновым двигателем (42 л.с.). Агрегат работает совместно с четырехступенчатой механической коробкой передач. Интерьер автомобиля отделан кожзамом.

Машина получила круглую оптику, декоративные хромированные элементы кузова и "уши"-воздухозаборники. Багажник у "Запорожца" находился спереди. Дорожный просвет - 200 мм.

Читайте также

Mercedes-Benz W221

В последние годы Михаил Горбачев перемещался на немецком седане Mercedes-Benz W221, который выпускался с 2005 по 2013 год. Именно на этом автомобиле в начале апреля 2015 года бывший политик и попал в небольшое ДТП на улице Куусинена в Москве. Тогда водитель Renault при виде кортежа, едущего по встречной полосе, не успел перестроиться в крайний ряд. Скорость в момент столкновения была небольшой, и в результате аварии никто не пострадал. Сами машины получили незначительные повреждения.

Впрочем, пользователей Сети больше заинтересовал тот факт, что машина была оборудована мигалкой. В пресс-службе Фонда Горбачева тогда объяснили, что бывшего политика всегда сопровождает сотрудник ФСО (Федеральной службы охраны) и для поездок Михаил Горбачев также использовал машины этой организации, которая имеет право на спецсигналы.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке