Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Автомир

А
А

Как в СССР продавали авто с пробегом (и как "кидали" продавцов и покупателей)

Иногда купля-продажа подержанной машины напоминала детектив, иногда триллер. Но чаще это было приключение со счастливым концом.

26.05.2022
Источник:За рулем
Фото: Wikipedia

Казалось бы, чего проще? Тот, кто собрался продать автомобиль, встречается с тем, кто хочет его купить. Договариваются о цене, оформляют нехитрые бумаги и, довольные, расходятся - каждый в свою строну. Не тут-то было! Вернее, бывало и так. Но только если продавец и покупатель хорошо знакомы. Впрочем, и в этом случае без вмешательства государства не обходилось. А оно с огромной энергией изобретало удивительные, с точки зрения здравого смысла, экономические (вернее - антиэкономические) законы и правила.

Незнакомые друг с другом продавцы и покупатели искали удачи на стихийном автомобильном рынке. В столице - неподалеку от Южного порта, у знаменитого магазина "Автомобили", известного всем московским и многим иногородним автолюбителям.

В субботу и воскресенье не только обширная площадка перед главным входом в магазин, но и все прилегающие дороги были заполнены самыми разнообразными машинами.

Выбор - огромный: от разной степени заезженности Жигулей, Москвичей, Запорожцев и даже Волг (правда, свежие Волги до этой стоянки обычно не доезжали - их перехватывали гораздо раньше), до древних уже Побед и первых послевоенных Москвичей. Помню, как на стоянку зарулил даже величественный ЗИС-110, непонятно как оказавшийся еще в самом начале 1980-х в частных руках. Появлялись и диковинные иномарки - опять же, разной степени потрепанности, но всегда магнетизирующие публику.

С пробегом - дороже нового

И вот покупатель сошелся с продавцом! Но до конца увлекательного квеста еще очень и очень далеко. С этого все только начиналось! Ведь свежий, не сильно поезженный автомобиль обычно стоил на рынке дороже нового. А как же! Новые-то, как и многое другое, дефицит. Его неизвестно сколько ждать. А ту самую вожделенную 24-ю Волгу купить было невозможно в принципе: как правило, она доставалась только избранным гражданам, в той или иной мере приближенным к государству.

Но в любом случае, даже если продавец с покупателем ударили по рукам, тут начиналась иная - уже государственная - арифметика. Дело в том, что существовали государственные таблицы базовых цен на все советские автомобили. И даже многие иномарки!

В таблицах были указаны максимальные государственные цены, исходя из которых оценщик вписывал в документы стоимость того или иного поезженного автомобиля. А без этого законно получить справку-счет, чтобы поставить машину на учет, было невозможно.

А чтобы окончательно запутать всех шпионов, не говоря о простых гражданах, базовая цена для покупателя была одна, а для продавца - другая! Эту разницу искушенные продавцы-покупатели называли почему-то "дельтой".

Скажем, за ухоженный Москвич-403 еще на рубеже 1980-х продавцы просили (и получали!) примерно 3000 рублей. Но государство оценивало машину, исходя из 2600 рублей. Это была максимальная сумма для покупателя. А для продавца максимальная сумма составляла 1500 рублей. То есть законно он больше получить не мог. Причем уплатив еще и 7% комиссионного сбора. Разница между тем, что платил в кассу покупатель, и тем, что через несколько дней получал продавец, - та самая "дельта" - шла государству. А все официальные расчеты шли только через кассу магазина.

То есть, договорившись на 3000 рублей, продавец получал из кассы не более полутора тысяч (минус комиссионный сбор). Часть денег покупатель платил в кассу, а вот разницу передавал из рук в руки. Кстати, в этом случае продавцу было даже выгодно, чтобы машину оценили как можно дешевле. Ведь именно с этой суммы он платил 7%. Эту проблему решала двадцатипятирублевая купюра, элегантно положенная в карман оценщика.

Сколько платили на самом деле

И вот начиналось самое интересное! Все происходило примерно как в знаменитом фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". Только там сделка между героями Смоктуновского и Баниониса развивалась на живописном берегу Балтийского моря.


Передача денег - разницы между государственной ценой и реальной - из рук покупателя в руки продавца обычно, действительно, происходила именно в автомобиле, который менял владельца.

Рисковали оба! Если покупатель отдавал деньги до государственного оформления, продавец мог вдруг передумать, сказав, что ничего не брал. А если рассчитываться после, покупатель мог заявить, что все уже уплатил в кассу. И ведь, действительно, уплатил: справка-счет уже у него, и машина формально поменяла владельца. А жаловаться в милицию никто бы не стал. Сделка-то, с точки зрения государства, незаконная!

А ведь речь иногда шла даже не о сотнях, а о нескольких тысячах рублей. Скажем, за свежую Волгу ГАЗ-24, стоившую новой чуть больше девяти тысяч рублей, в период бурного накопления советских капиталов, когда в стране появилось немало очень обеспеченных граждан, в том числе связанных с теми или иными проявлениями теневой экономики, на рынке охотно платили и 20 тысяч, и даже 25! А уж за престижную, пусть и изрядно поезженную, но все-таки "живую" иномарку, американскую или Мерседес, отдавали до 30 тысяч рублей!

При этом цены иномарок секонд-хенд тоже рассчитывали по тем самым государственным таблицам, руководствуясь стоимостью отечественных аналогов. То есть Mercedes-Benz моделей. скажем, 220 или 250, по определению не мог стоить дороже новой Волги.

Читайте также

Как кидали в СССР

В общем, реальная экономика стихийного советского рынка заметно отличалась от официальной. Но государство не желало об этом знать и числило ту самую человеческую, стихийную, экономику теневой - незаконной.

Я знаю несколько случаев, когда продавцов просто выкидывали из машин и уезжали, чтобы не платить ту самую разницу. Рассказывали, что даже данные паспорта, которые запомнил особо внимательный продавец, иногда оказывались липовыми. Понятно, что особо пристально паспорт никто не разглядывал. И все это, напомню, было задолго до так называемых "лихих 1990-х" и даже до перестройки. Хотя, конечно, в мизерных пока масштабах. В целом же атмосфера на рынке была безобидная.

В годы позднего СССР продавцы и покупатели порой брали с собой на сделку приятельскую группу поддержки. Но откровенного криминала, связанного с обычными относительно недорогими автомобилями, было, к счастью, немного. А люди, покупающие-продающие дорогущие новые Волги и тем более иномарки, с разницей между государственной и реальной ценой иногда более 10 тысяч, все-таки отдельная каста.

В любом случае, лучший выход - продать машину знакомому, а в магазине только оформить сделку. Но, как известно, и машины, и знакомые бывают разные. Можно ведь и испортить отношения с хорошим приятелем.

Конечно, можно было и просто сдать автомобиль в 11-ю секцию магазина - так называемую "обезличку". То есть "поставить на комиссию". Но продавец никогда не получил бы там нормальной, справедливой цены. Поэтому и автомобили сдавали туда соответствующие, с явными и, что еще хуже, скрытыми дефектами.

Помню, уговаривал приятеля, продавшего ЗАЗ-968, чтобы купить нечто классом повыше, не "покупаться" на обезличку. Но он-таки приобрел с виду неплохой Москвич-412. Тормоза вытекли еще по дороге домой, вкладыши "кончились" через месяц. Сквозная коррозия там, где ее старательно залепили стеклотканью с эпоксидкой, проявлялась постепенно - чтобы владелец не сразу расстраивался.

Фанатики типа меня захаживали на "обезличку", просто чтобы поглазеть на диковинные иномарки. Они там тоже были! Но приличных - совсем мало. Если более-менее нормальная иномарка и доезжала до 11-й секции, она быстро находила покупателя. В основном же на этой стоянке пылились уже вконец заезженные и гнилые экземпляры.

В общем, в те уже вполне былинные времена купля-продажа подержанного автомобиля превращалось в приключение - иногда опасное, порой смешное, но чаще всего все-таки со счастливым концом. Покупатель уезжал на собственном автомобиле, продавец - с пачкой денег. Первый, как говорил закадровый автор в фильме "Берегись автомобиля", мечтая теперь продать автомобиль, второй - купить следующий.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке