Подписаны соглашения, по которым активы французской группы Renault в России - московский завод "Рено" и блокирующий пакет в "Автовазе" - переходят в российскую госсобственность, сообщили 16 мая в Renault Group и министерстве промышленности РФ. Во французском автоконцерне назвали это "сложным, но необходимым решением" и выразили надежду, что Renault в будущем сможет вернуться в Россию "в ином контексте".
"Рено Россия" отныне владеет правительство Москвы. 67,9% "Автоваза" перешли от французской Renault в собственность РФ в лице научно-исследовательского автомобильного института "НАМИ". Оставшиеся акции "Автоваза" сохранит за собой госкорпорация "Ростех", попавшая под западные санкции.
В штаб-квартире Renault Group в Булонь-Бийянкур отметили, что это было "сложное, но необходимое решение". "Мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России, сохраняя при этом эффективность группы и нашу возможность вернуться в страну в будущем, в ином контексте", - заявил генеральный директор Renault Group Люка де Мео (Luca de Meo).
Таким образом, Renault окончательно не сжигает мосты в своем сотрудничестве с Россией. По соглашению французской автоконцерн имеет опцион на выкуп обратно своей доли в "Автовазе" в течение следующих шести лет.
Сумму сделок не называют ни в Булонь-Бийянкур, ни в Москве. В пресс-релизе Renault Group говорится, что реализация этих транзакций не зависит от каких-либо условий, и все необходимые разрешения были получены.
На московском заводе "Рено" решили возобновить выпуск "Москвичей"
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что сделка "позволит сохранить управляемость" "Автоваза" и продолжение его работы в условиях международных санкций. "Так мы сохраним ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места", - считает российский министр.
В министерстве добавили, что "Автоваз" будет заниматься сервисным обслуживанием автомобилей Renault в России и продолжит выпускать на своих заводах всю линейку Lada.
Мэр Москвы Сергей Собянин в свою очередь заявил, что власти города решили возобновить на московском заводе "Рено" выпуск легковых машин под исторической маркой "Москвич" и постараются сохранить большую часть коллектива. По его словам, в перспективе завод на Волгоградском проспекте будет выпускать электромобили.
Правительство Москвы вместе с КАМАЗом и министерством промышленности работает над тем, чтобы локализовать в России производство максимального количества автокомпонентов, добавил Собянин, не уточнив, какая доля необходимых автокомпонентов сейчас иностранного производства.
Renault уходит из России на фоне обвала российского авторынка. В апреле 2022 года российский авторынок обновил антирекорд. Продажи новых машин рухнули на 78,5%. После того, как Россия начала войну против Украины, большинство автокомпаний остановили ввоз автомобилей и их выпуск на территории России.
Ранее французский автоконцерн Renault сообщал, что приостанавливает производство на своем московском заводе и "оценивает возможные варианты" действий в отношении своей доли в капитале "Автоваза". С таким заявление совет директоров выступил 23 марта на фоне призыва главы украинского МИД бойкотировать продукцию "Рено" по всему миру за отказ уйти из России, развязавшей войну против Украины.
Читайте также
- Рестайлинговый Renault Captur: с новым лицом и старой техникой
- Тайны французского двора. Тест драйв Renault Arkana Hybrid
- Renault обошел BMW в борьбе за титул "Лучшего автомобиля в Европе"
- 2023 год стал во Франции рекордным по числу проданных электромобилей
- Новый Renault Duster в точности повторил Dacia
Что означает уход Renault из России?
Автомобили "Рено" появились в России еще в начале XX века. Они были среди прочих в гараже царской семьи. В 1916 году было создано акционерное общество "Русский Рено", в Рыбинске под Ярославлем началось строительство завода Renault, который позднее был национализирован большевиками.
Renault и Россию связывает и другой эпизод истории. Множество эмигрантов, бежавших из России во Францию после большевистского переворота и начала гражданской войны, работали на заводе "Рено" и жили в парижском пригороде Булонь-Бийянкур.
Renault возобновила сотрудничество с Москвой в 1960-х, когда в Советском союзе открылось официальное представительство, а в 1970-х СССР заключил с Renault соглашение о развитии автомобильной промышленности. К 1980 году около четверти советских автомобилей производились по французским технологиям.
В 1998 году Renault подписала с правительством Москвы соглашение о создании совместного предприятия "Автофрамос" (от слов "авто", "Франция" и "Москва"). Вскоре на базе московского завода открылся цех, выпускавший автомобили Renault Megane и Renault 19, а затем Clio Symbol. В 2005 году завершилось строительство завода полного цикла, а Renault Logan стал самым продаваемым иностранным авто в России. В 2012 доля Renault в капитале "Автофрамос" увеличилась до 100%. Потом название предприятия сменили на "Рено Россия".
Автоэксперт Сергей Асланян отмечает, что передача завода "Рено" правительству Москвы "означает его переход в руки людей, не имеющих представления о производстве, не умеющих работать в реальном секторе и не представляющих автомобильную отрасль". Он напоминает, что завод "Рено" в Москве - это площадка финальной сборки. По словам эксперта, объявление о перезапуске "Москвича" - это попытка "замаскировать похороны завода" и "запрограммированная неудача".
Что касается "Автоваза", концерн Renault стал его акционером в 2008 году. Французский автоконцерн сыграл ключевую роль в модернизации и фактическом спасении предприятия в Тольятти. Директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков в комментарии порталу Autonews.ru отметил, что технологическая интеграция тольяттинского предприятия в Renault очень глубока, и разрыв этих связей будет для него крайне болезненным.
Портал напоминает, что в начале 2021 года в Renault огласили планы, согласно которым марки Lada и Dacia должны были начать тесное сотрудничество, а все будущие модели двух брендов планировалось перевести на самую новую платформу CMF-B. Позднее в 2021 году в Renault объявили, что планируется выпуск сразу пяти новинок Lada в ближайшие четыре года.
Какая судьба ждет эти стратегические планы - сказать сложно. Сергей Целиков полагает, что "Автовазу" придется в некотором смысле остановиться в развитии и сосредоточиться на старых моделях, которые он сможет производить сам, без иностранных комплектующих.