Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Автомир

А
А

В каких странах мира бензин раздают почти даром (но переезжать туда спешить не стоит)

Цены на бензин колеблются, и в зависимости от того, где вы находитесь, могут быть более или менее выгодными.

04.04.2022
Источник:Novate.Ru
Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Используя данные государственных энергетических агентств и отчетов Bloomberg, МВФ, ООН и Всемирного банка, а также GlobalPetrolPrices, отслеживающего розничные цены на моторное топливо, электроэнергию и природный газ в более чем 150 странах мира, мы сравнили, сколько будет стоить заправка автомобиля в другой стране. Некоторые результаты действительно удивительны. В следующий раз, когда будете рассержены внезапно возросшими ценами на бензин, обратите внимание на светлую сторону: в России он дешевле, чем в Штатах. Или в Китае, или в Польше, или в Германии, или в десятках других стран.

Страны с самыми низкими бензиновыми ценами

Всем нужно топливо, чтобы ездить. ОПЕК работает над стабилизацией нефтяных рынков, но цены по-прежнему сильно варьируются. Это происходит из-за различных факторов, включая географическое положение, инфраструктуру, политические конфликты, налоги и акцизные сборы, среднемесячный доход граждан, спрос на внутреннем рынке, масштаб и рентабельность собственных энергоресурсов, методы транспортировки топлива и т.д.

Проблема ценовой нестабильности топливного рынка касается всех «простых смертных». Казалось бы, какое значение имеет стоимость бензина там, где большая часть граждан не может позволить себе машину? На самом деле огромное. Цены на нефть влияют на все, что нужно транспортировать. Главнейший из этих продуктов - еда. Таким образом, даже «безлошадный» гражданин, который полагается только на свои собственные ноги, страдает от высоких цен на топливо.

Однако в некоторых государствах бензин раздают совсем дешево, почти даром. Вот список стран, где можно найти самый дешевый бензин на заправке (еженедельно обновляемые данные GlobalPetrolPrices на 02 августа 2021 года; стоимость литра бензина с октановым числом 95 в американских долларах):

Венесуэла (0.02 USD);

Иран (0.06);

Ангола (0.251);

Алжир (0.341);

Кувейт (0.35);

Нигерия (0.402);

Туркменистан (0.428);

Казахстан (0.446);

Эфиопия (0.484);

Малайзия (0.485).

Нетрудно заметить некоторое сходство между этими странами. Во-первых, ни одна из них не отличается развитой экономикой. Во-вторых, нигде нет полноценной демократии. В-третьих, в недрах каждой находится нефть.

Россия при этом находится на 25-й позиции этого рейтинга (0.684 амер. доллара), Узбекистан - на 28-й (0.734), Беларусь - на 34-й (0.814), США - на 49-й (0.933), Турция - на 51-й (0.936), Украина - на 80-й (1.125), Китай - на 87-й (1.174), Япония - на 115-й (1.42), а Израиль - на 162-й (2.038).

Низкие цены: зло или благо?

Автомобилисты в развитом мире скрежещут зубами при мысли о том, что их коллеги в дальних странах заправляют бензобак дешевле, чем стоит чашка кофе, однако цифры в топливных прейскурантах не говорят обо всем. В конце концов средняя зарплата в США и Японии намного выше, чем в странах-лидерах этого списка. Быстрый взгляд на ВВП и покупательскую способность населения дает лучшее представление о соотношении доходов и цен.

Так, в Алжире среднестатистический автомобилист-частник тратит на автомобильное топливо примерно 435 долларов США, или около 6 процентов ВВП на душу населения (за отправную точку берется заправка среднеразмерного бака 2 раза в месяц в течение года). Аналогичная «кормёжка» автомобиля в США обойдется примерно в 1230 долларов в год, или 2,6% ВВП на душу.

Неудивительно, что в плане расценок на топливо одни из самых дешевых мест на планете - те, где есть огромные природные запасы. Где-то потребляют больше, чем производят (скажем, в Штатах или Австралии), где-то меньше - в Туркменистане, к примеру, Иране или Венесуэле. Но зачем некоторым странам, даже производящим нефть в умеренных количествах, поддерживать низкие домашние цены и, за счет этого, высокий спрос? Одна из главных причин заключается в том, что низкие цены помогают правительствам создать картину самодостаточности и благополучия, особенно в регионах с высоким уровнем бедности.

Несмотря на то, что водители во всем мире имеют разный уровень зарплаты, искусственное поддержание низких цен на нефть ставит правительства в сложное положение. Они теряют значительный источник прибыли, который можно было бы использовать для содействия экономическому и социальному развитию, наполнения суверенного фонда благосостояния и поддержки несырьевых отраслей. Кроме того, им сложно будет взять верх над рыночными силами в будущем, в частности потому, что рост цен станет ощутим незамедлительно. Как видно из мировой практики, люди всегда остро реагируют и поднимают шумиху вокруг расценок на топливо, даже если эта расходная статья составляет совсем крохотную часть их среднегодовых трат.

Сколь бы заманчивыми ни были низкие топливные цены, надо понимать, что они искажают поведение потребителей, давая частным лицам и предприятиям стимул к вождению. Усиливается транспортный поток, портится экология, возрастает смертность/инвалидность из-за ДТП, становится меньше причин для создания более эффективных технологий, усилия инженеров и ученых тратятся не на то, что действительно важно для благополучия человеческого общества.

По данным глобальной корпорации SWFI (Института фондов национального благосостояния), у некоторых богатых нефтью стран отсутствуют суверенные фонды. Многие регионы с самым дешевым бензином - Оман, Иран, Алжир и Венесуэла в том числе - имеют низкие показатели прозрачности. Кроме того, у большинства из них очень низкие активы, учитывая объем добываемой нефти.

Читайте также

Суть проблемы

Правительства знают, чем чреват народный гнев. Если вы пытаетесь сохранить власть над недовольным населением, последнее, что вам нужно - это поднять цену на горючее и еще больше разозлить людей. Поэтому, даже когда давление в паровом котле экономики опасно взлетает, власти стараются оттянуть начало рыночных реформ, необходимых для повышения топливных цен. Смогут ли лидеры из нашего списка и дальше предлагать бензин по дешевке, зависит не столько от их политической воли, сколько от того, как много нефти осталось в их недрах. В конце концов, нефтяные запасы не безграничны.

Меньше всего на топливо в любом случае тратят владельцы малолитражных компактных автомобилей для города, которым не страшны пробки.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке