Созданная в Израиле система "Умных светофоров" - самое быстрое и дешевое решение проблемы пробок, которое с успехом применено во многих странах. Но не в Израиле. Типичный случай, когда сапожник без сапог.
Причины этого проанализировал в среду, 1 декабря, сайт 12 телеканала. Как такое может быть, что в стране стартапов светофоры работают, как полвека назад: красный-зеленый, красный-зеленый? Тупо зажигаются посредством простейших реле через постоянные промежутки времени. Что, конечно же, не обеспечивает оптимальную транспортную нагрузку по пересекающимся направлениям.
Вот почему мы постоянно наблюдаем как на противоположной улице пусто, а на той, на которой мы стоим и ждем зеленого - сплошная пробка. Переключить бы сюда на зеленый, чтобы было в пять раз дольше, чем красный? Но нет. Устройство светофоров такого не предусматривает.
Добавим: наших, израильских светофоров. Потому что в мире "умные" светофоры давно уже работают. С помощью камер, датчиков и детекторов они замеряют транспортные потоки и распределяют их равномерно, подстраивая под это промежутки времени, через которые они меняют зеленый цвет на красный и наоборот.
И, между прочим, это израильская разработка. Израильская компания NoTraffic, головной офис которой находится в Тель-Авиве (и еще один - в Сан-Франциско), управляет десятками таких "умных" светофоров по всей территории… Нет, не Израиля. США. В следующем году, если ее портфель заказов будет наполняться по плану, под ее управлением будет столько "умных" светофоров, сколько вообще насчитывается светофоров в Израиле.
"Но в Израиле у нас заказов нет, - говорит генеральный директор Компании Таль Крейслер. - Мы бы очень хотели выйти на израильский рынок. Но нас там никто не ждет. И это иначе не назовешь, как системный сбой. Потому что Израилю действительно нужны такие светофоры. Но вот вы приходите в офис к очередному чиновнику в правительстве или в муниципалитете… И начинается что-то такое, что я до сих пор не могу понять, отчего пропадает весь энтузиазм".
Пилотные проекты в Израиле запускались. Один в Хайфе, другой в Беэр-Шеве. Замеры показали снижение времени пути на 20 процентов, - притом, что там были даже не полностью автономные светофоры. Но дальше каких-то точечных внедрений дело не движется. Или движется, но очень медленно. Например, с момента начала работы над системой, которая дает преимущество движения трамваю в Иерусалиме, до внедрения этой системы прошло 4 года.
Нет, система "умных" светофоров - это не волшебная палочка. Но это просто, дешево, а главное, результат дает немедленно. Израиль должен решить, хочет ли он внедрять новую систему. Или мы будем пользоваться светофорами так, как пользовались ими еще наши бабушки. И стоять в пробках.
Напомним, что, как уже рассказывал сайт "Детали", израильский стартап NoTraffic еще в июле привлек 17,5 миллионов долларов инвестиций. Предлагаемая система распознает и отслеживает всех участников дорожного движения: легковые и грузовые машины, автобусы, мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов, а также спецтранспорт - например, "Скорые". Для этого No Traffic размещает на перекрестках датчики с камерами и радарами - по одному в каждом направлении. Они передают информацию в операционный центр, который дополняет ее другими данными, собранными с транспортных средств и инфраструктуры. В первую очередь - это данные о загруженности улиц.
Датчики на перекрестках также обмениваются информацией между собой.
На основе этой информации искусственный интеллект управляет светофорами на перекрестках в режиме реального времени. Система оптимизирует движение, "разгружает" участки, где образуются пробки. Также искусственный интеллект может учитывать заданные ему требования - например, от мэрии.
Так, "умный светофор" может отдавать приоритет "Скорой помощи", общественному транспорту - или пешеходам. Вы можете задать ему очень точные критерии, например: "пропускать автобусы, опаздывающие более чем на 5 минут и заполненные более чем на 70 процентов". NoTraffic используется властями в нескольких местах в США, включая город Феникс в Аризоне и штат Калифорния. Однако в Израиле разработки стартапа пока не внедряются.
Читайте также
- Нью-Йорк первым из городов США ввел плату за въезд в зону с дорожными пробками
- Что осталось от многообещающего проекта по уменьшению пробок на дорогах
- Эксперимент показал, стоит ли водителям электрокаров бояться летних пробок
- Введут ли в Израиле "плату за пробки"?
- Прекратите ездить в час пик - получите от государства 2000 шекелей
Некоторые эксперты выражают большой скептицизм по поводу "умных светофоров". Вместо них они предлагают совершенствовать общественный транспорт: именно это поможет избавиться от пробок. Основатель NoTraffic Таль Крейслер с этим не согласился. "У нас есть системы, которые работают на таких же загруженных и сложных маршрутах, как и в Израиле. Наша технология обслуживает более миллиона автомобилей в день и сокращает время ожидания в пробках на 50 процентов", - заявил он.