Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+19+9
Иерусалим
+14+6

Автомир

А
А

5 культовых автомобилей советского кино, ставших легендами

Автомобиль обычно не первое, что приходит на ум, когда мы думаем о кинозвездах, но есть несколько моделей, ставших легендами советского кинематографа.

10.10.2021
Источник:Novate.Ru
Фото: Wikipedia

Во многих случаях они стали продолжением самих персонажей - не просто реквизитом, а ключевыми элементами рассказанной истории, особенно когда фильм включает в себя гонки любого рода. И необязательно быть фанатиком, чтобы оценить, насколько круты некоторые из этих машин.

Кино - не только искусство и метод влияния на общественное мнение, но и важный аспект культуры. Картинки часто передают ценности сильнее, чем слова, утверждал теоретик "мягкой силы" Билл Най. Автомобили на большом экране, конечно, не затмевали реальных актеров, но повлияли на поколения, вдохновили автомобилестроителей и стали воплощением мечты каждого ребенка. Они так сильно усиливали фильмы, в которых фигурировали, что выходили за рамки отдельных кинокартин, став частью большего культурного ландшафта. Итак, вот несколько известных, широко узнаваемых машин из советского кино.

1. СМЗ C3A - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

Благодаря появлению в легендарной советской комедийной кинокартине (только за первые 12 месяцев ее увидели 69,8 млн зрителей), смешная двухместная машинка Серпуховского мотоциклетного завода стала широко известной и мелькала в полудюжине фильмов на протяжении десятилетий после выхода оригинала.

По своему дизайну эта кроха очень напоминала Citroen 2CV, однако в отличие от французского аналога, "инвалидка" в СССР не продавалась всем желающим, а выпускалась ограниченными тиражами в качестве бесплатного подарка инвалидам ВОВ. Сегодня модель назвали бы "компакт-родстером", но в то время ее не считали автомобилем, наградив термином "мотоколяска" и снабжая номерами для мотоциклов.

Крылатая фраза из фильма "Где этот чертов инвалид?" родилась именно потому, что в этих мотоколясках тогда никто, кроме ветеранов ВОВ, не ездил, и крепкие "моргуновы" в таком транспорте были народу удивительны. Потому и первый вопрос к владельцу: "Где инвалид?".

Впрочем, концептуально машинка получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории советского автомобилестроения в ней было применено сочетание механического рулевого управления, независимой передней подвески типа "Порше" и двухтактного силового агрегата мощностью 11 лошадиных сил. Двигатель был мотоциклетным, позаимствованным у Иж-49, и за счет его заднего размещения на передней оси оставалось достаточно места, чтобы вытянуть ноги - это было удобно инвалидам, чьи конечности плохо гнулись. А тем, у кого ноги отсутствовали, помогало ручное управление, сосредоточенное в области рулевого колеса, причем настолько продуманное, что управлять этим транспортным средством можно было даже одной рукой.

Что любопытно, все фокусы во время съемок (и разворачивание машины вручную, и прыжки на ходу) герои исполняли самостоятельно, без всяких спецэффектов и посторонней помощи. Неудивительно: 2,6-метровая мотоколяска была миниатюрной и легкой (снаряженный вес - около 425 кг) и ездила с максимальной скоростью 60 км/ч.

2. Adler Trumpf Junior - "Кавказская пленница"

Этот милый кабриолет, чей прототип франкфуртский автопроизводитель Adler представил в начале 1934 года, был персональным автомобилем Никулина. На экране он появляется с госномером 91-63 ЮАР, чьи литеры указывают на регистрацию в Московской области в 59-60 гг и свидетельствуют о принадлежности машины частному собственнику.

Кабриолету, блестяще справившемуся со своей ролью в киношедевре Гайдая, было три десятка лет, и в силу возраста он лишился многих родных элементов. Силовой агрегат, например, перекочевал в него из 400-го "Москвича" наряду с КПП и задним мостом.

3. "Королева бензоколонки": от ЛАЗ "Украина-1" до шикарного Кадиллака 62-й серии

Эпизодическую роль в снятой в Полтавской области кинокартине сыграл экспериментальный автобус, выполненный в привычном ЛАЗовском стиле. Это был концептуальный прототип всех последующих модификаций ЛАЗ-Украина, от преемника с маркировкой "2" до наиболее совершенных моделей из данной серии, Украины-73 и 75.

Показанный в фильме междугородний автобус, якобы курсирующий по маршруту "Киев-Ялта", не дошел до массового производства, но был уникальным транспортным средством. Помимо совершенно нового безрамного кузова и просторного салона с роскошными панорамными окнами и пассажирскими креслами самолетного типа, у него была целая линейка инновационных узлов: пневмоподвеска, V-образный двигатель ЗиЛ, телескопические амортизаторы двухстороннего действия, гидроусилитель руля, пятиступенчатая синхронизированная коробка передач и множество других ранее невиданных вещиц.

Что любопытно, в съемках этой великолепной комедии было задействовано множество интересных транспортных средств - в частности, ЛАЗ-695 "Турист", М-407 "Москвич", ГАЗ-М-21 Волга, КРАЗ 221, БелАЗ-540, ЗиЛ-164, МАЗ-200, ЗиС-150, УАЗ-450, ГАЗ-51, ПАЗ-651, минский трактор МТЗ-5 и австрийский тягач OAF F745G.

Вишенка на торте - роскошный Cadillac Series 62 de Ville, первый 4-дверный седан-хардтоп Кадиллака (1956 года выпуска) с транзитными интуристами на борту.

4. ГАЗ-21 из к/ф "Берегись автомобиля" и др.

21-я "Волга", пожалуй, была самым ярким, знаковым представителем автомобильного семейства, использовавшегося советскими кинематографами. Эта машина полюбилась зрителям настолько, что была задействована не только в бессмертном кинофильме "Берегись автомобиля", чей сюжет буквально выстроен вокруг "Волги", но и в ряде других, более поздних кинокартин.

Между прочим, Иннокентий Смоктуновский, исполнитель главной роли скромного страхового агента и по совместительству современного Робин Гуда Юрия Ивановича Деточкина, свои водительские права получил специально для съемок в "Берегись автомобиля".

С момента появления фильма на широком экране автолюбители стали предпочитать эту разновидность "Волги" всем остальным, считая ее самой надежной. Неудивительно: машина, на которой Деточкин уходил от погони, играючи справлялась с бездорожьем, разворачивалась на 180 градусов, пряталась на крутом склоне у дороги и совершала прочие сложные маневры.

Все невероятные трюки, кстати, выполнялись без комбинированной съемки. В распоряжении "Мосфильма" была всего одна машина - обычная серийная "Волга" без каких-либо модернизаций вроде усиленного двигателя и других специфических вещиц. Ну, не совсем обычная, поскольку ГАЗ-21 был воплощением престижа и роскоши - это понимал и главный герой фильма, угонявший только машины класса "люкс".

На "Берегись автомобиля" карьера машины не закончилась. По окончании съемок красавица переехала в "Три тополя на Плющихе", но уже в облике городского такси (влюбленного шофера играет Олег Ефремов). Ее же (только перекрашенную) заказывали в "Бриллиантовой руке": "Уехал. В Дубровку. Минут 20 назад. На такси. Бежевая "Волга". 28-70 ОГО".

Блеснула 21-я модель и в рязановских "Стариках-разбойниках", и в трогательной мелодраме "Три + два" Генриха Оганесяна. Не перечислить все картины, где ГАЗ-21 исполнял если не главную роль, то второстепенную (например, в "Кавказской пленнице" и трилогии про "Резидента"), или мелькал при показе городского уличного движения, как в "Белорусском вокзале".

5. "Москвич 400" - "Москва слезам не верит"

Читайте также

Одна из трех подруг - главных героинь "Москвы..." - владеет персональным "Жигулями", но куда более значимую роль режиссер отвел другому четырехколесному киногерою. "Москвич" под маркой 400, копия трофейного "немца" Opel Kadett 38 года, периодически красуется в кадре - или везет подруг за город, или забирает героиню из роддома, или ремонтируется хозяином, ласково приговаривающим: "На нем будут ездить мои внуки".

Особый трепет к снимавшемуся в кинокартине "Москвичу" довелось испытать Алексею Баталову (его персонаж - харизматичный слесарь Гоша). Именно такая легковушка стала его первым важным приобретением. Юноше, служившему в автомобильном батальоне среди грузовиков да автобусов, нравились машины, и когда после демобилизации в 1953-м "подруга семьи" поэтесса Ахматова дала ему достаточно крупную сумму на предметы первой необходимости, он предпочел одежде и обуви более разумное и перспективное вложение - автомобиль.

"Москвичи" вообще часто снимались в советских кинофильмах, включая совместные - вспомним, например, "Невероятные приключения итальянцев в России", общую работу Эльдара Рязанова и Франко Авеню. Здесь много забавных эпизодов; героем одного из них стал "Москвич-412".

Но по-настоящему культовым 412-й стал благодаря "Бриллиантовой руке". Многие советские граждане мечтали о его покупке после гордого заявления главного мафиози страны ("Шефа"): "На полагающуюся мне премию я - по совету друзей - решил приобрести автомашину "Москвич"! Новая модель!". Так что роскошная комедия про неудачников-контрабандистов не только пленяла зрителей захватывающим сюжетом, но и способствовала развитию советского автопрома.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке