Уже больше века, как со дня на день должна наступить эра электромобилей. В 1901-м году газета Los Angeles Times заявила, что "электромобили легко и быстро возьмут верх над всеми другими" типами автомобилей. "Если заявления мистера Эдисона о его новой батарее не преувеличены, нет никаких сомнений в том, что она принесет кому-то целое состояние".
В 1911-м году New York Times писала, что электромобиль "давно признан идеальным решением", потому что он "чище, тише" и "намного экономичнее". И все же сегодня, спустя 110 лет после того, как электромобилям было предсказано большое будущее, на них приходится всего 2% продаж новых автомобилей в США.
Да, электромобили классные. И да, продажи Tesla и других полностью электрических автомобилей растут быстрыми темпами. Но, несмотря на сильное давление со стороны правительства, потребительский спрос все еще недостаточен. В реальности, история электромобилей - это один провал за другим.
Возьмем Калифорнию. В 1990-м году регулирующие органы штата постановили, что к 2003-му году 10% автомобилей, проданных в штате, должны быть автомобилями с нулевым уровнем выбросов. В настоящее время штат предлагает покупателям электромобилей скидки до 7000 долларов. Кроме того, водители электромобилей в Калифорнии могут использовать полосы движения для транспортных средств с большим числом пассажиров, даже если в машине находится всего один человек. Несмотря на эти стимулы, только около 6% автомобилей в Калифорнии сегодня электрические.
Федеральные политики игнорируют неспособность Калифорнии дать толчок повсеместному внедрению электромобилей. Ранее в этом месяце Палата представителей приняла закон об инфраструктуре, который включает 36.6 млрд долларов на финансирование сетей зарядки электромобилей и электрификации транспорта.
Читайте также
Как я объяснил в своих показаниях 30-го июня перед Специальным комитетом Палаты представителей по климатическому кризису, я выступаю за электричество. За последние 16 месяцев я опубликовал книгу ("Вопрос об энергии: электричество и богатство народов") и стал соавтором полнометражного документального фильма ("Кровь: как электричество определяет мир"), которые подчеркивают важность электричества. Я также запустил подкаст "Аппетит к энергии", в котором основное внимание уделяется электричеству, ядерной энергии и электросетям.
Так что да, я сторонник электричества. Но я категорически против того, чтобы "электрифицировать все подряд", включая транспорт. Большие проблемы с электромобилями - это доступность, устойчивость и цепочки поставок.
Электромобили дешевеют, но в основном их покупают любители "бенцев" и "бумеров". Средний доход домохозяйства покупателей составляет около 140 тыс. долларов. Это вдвое больше, чем средний в США.
Кроме того, американцы с низким и средним уровнем доходов сталкиваются со значительным повышением тарифов на электроэнергию для модернизации сети под электромобили. Доказательство тому можно увидеть, снова взглянув на Калифорнию. В прошлом месяце Комиссия по энергетике Калифорнии подсчитала, что к 2030-му году штату потребуется 1.3 миллиона новых общественных зарядных устройств для электромобилей. Вероятные расходы для налогоплательщиков: около 13 миллиардов долларов.
Между тем, этим летом почти наверняка будет отключаться электричество, а цены на электроэнергию в штате, как недавно выразился энергетический аналитик Марк Нельсон, "абсолютно вышли из-под контроля". В прошлом году цены на электроэнергию выросли на 7.5%, и регулирующие органы Калифорнии ожидают, что к 2030-му году тарифы вырастут еще на 40% или около того. Это увеличение затрат происходит в штате с самым высоким уровнем бедности и самым большим населением латинос в Америке.
Электрификация транспорта поместит больше наших энергетических яиц в одну корзину и сделает наши сети еще более привлекательной мишенью для террористов, кибер-воров и злоумышленников. Это также снизит устойчивость и надежность в случае длительных отказов сетей из-за стихийных бедствий, проблем с оборудованием или человеческих ошибок.
На самом деле, попытки электрифицировать транспорт не имеют смысла, учитывая длящуюся неустойчивость наших электросетей. Эта неустойчивость вызвана продолжающимся закрытием наших атомных и угольных электростанций, а также возросшей зависимостью сети от ненадежных возобновляемых источников энергии и электростанций, полагающихся на своевременную поставку природного газа. С 2016-го года количество отключений сетей в год - то, что Министерство энергетики называет "серьезными нарушениями и необычными происшествиями" - почти утроилось.
Электромобили также сделают США более зависимыми от Китая. Для электрификации только половины нашего автомобильного парка потребуется, грубо говоря, примерно в девять раз больше текущего годового производства кобальта в мире, в три раза больше мирового производства лития и примерно в два раза больше текущего производства меди. Как отметило Международное энергетическое агентство в майском отчете, Китай имеет большую долю в производстве кобальта, лития и редкоземельных элементов, необходимых для производства электромобилей.
Сейчас я почти слышу визги климатических активистов, акционеров Tesla и владельцев электромобилей, которые ответят на эту статью чем-то вроде "Брайс просто не понимает". Или "мы должны перейти на электромобили из-за изменения климата". Или, может быть, "посмотрите на всех автопроизводителей, которые говорят, что собираются перейти на электромобили".
Я знаю эти аргументы. Я слышу их много лет. И мой ответ столь же прост: если электромобили настолько хороши, почему они не захватили рынок? Почему электромобили по-прежнему составляют лишь 2% от всех продаж автомобилей в США?
Простая правда заключается в том, что вековое доминирование нефти на рынке транспортного топлива во многом объясняется ее высокой плотностью энергии. Эта плотность - наряду с универсальностью нефти, быстрой заправкой, простотой в обращении и постоянным совершенствованием двигателей внутреннего сгорания и гибридов - гарантирует, что нефть будет использоваться в наших автомобилях, грузовиках, кораблях, лодках, снегоходах, квадроциклах, бульдозерах, экскаваторах и самолетах еще многие десятилетия.
Несмотря на все эти факты, влиятельные лоббистские группы в Вашингтоне, а также ученые из элитных университетов и ведущие экологические группы хотят, чтобы Конгресс потратил десятки миллиардов долларов на схемы электрификации, которые приведут к повышению налогов для американцев с низкими доходами, снизят нашу устойчивость и увеличат зависимость от Китая.
Сомнительная троица.
Источник: It's Time to Unplug the Hype Over Electric Vehicles
Перевод: Игорь Питерский