Причем новостью стало не начало продаж как таковое, которое ожидалось уже давно и произошло с некоторой задержкой, а установленный концерном ценник. Все прогнозы говорили о Tesla как автомобиле элитного класса с соответствующим ценником - около 300 тысяч шекелей за самую дешевую модель Tesla 3. Выставленный ценник в 180 тысяч шекелей позиционирует базовую модель Tesla на уровне электромобилей семейного класса, создавая серьезную конкуренцию остальным игрокам израильского авторынка, до сих пор предпочитавшим особо друг с другом не конкурировать (Hyundai Ionic, Peugeot 2008 и т.д.). Более того, Tesla опубликовала отдельный ценник без учета налога на покупку электромобиля, выставляя напоказ для потребителей то, что импортеры автомобилей предпочитали не афишировать - долю государства в стоимости покупки автомобиля и реальную стоимость автомобиля до налогов. Еще одной революцией авторынка стал тот факт, что Tesla выходит на израильский авторынок без посредников. До сих пор все автомобильные концерны продавали свою продукцию в Израиле через официальных импортеров.
Еще одной новостью авторынка стал исторический рекорд по продажам новых автомобилей. В январе 2021 года на дороги Израиля вышли 48.242 автомобиля, что на 3 тысячи больше рекордного января 2017 года. Рекорд был установлен как благодаря кризису (локдауны привели к существенном сокращению возможности тратить свободный доход, и те семьи, доходы которых от кризиса не пострадали, увеличили траты на автомобили, электротовары, ремонт жилья и т.д.), так и из-за налоговых изменений (в связи с повышением налога импортеры завезли в декабре в страну более 60 тысяч автомобилей).
Между тем, министерство экологии опубликовало еще один ценник - стоимость прямого и косвенного ущерба, наносимого экономике страны дорожным транспортом. Продолжающийся рост количества автомобилей на израильских дорогах (как в абсолютном исчислении, так и на километраж дорог) обходится в 38,2 миллиарда шекелей в год, из которых 22 миллиарда шекелей - стоимость дорожных заторов, 9 миллиардов шекелей - стоимость дорожных аварий, и 7,2 миллиарда шекелей - стоимость ущерба окружающей среде.
Читайте также
Эти три новости - повод поднять тему налогообложения автомобильного транспорта, схема которой позволяет государству хорошо пополнять госказну, однако полностью противоречит заявленной политике сокращения использования частного транспорта. Поскольку в Израиле нет собственной автомобилестроительной промышленности, единственной задачей налогов на автотранспорт является взимание компенсации за тот самый сопутствующий ущерб, о котором говорит министерство экологии. Однако существующий налог на автомобили (налог на покупку, налог на автозапчасти, акциз на бензин, сбор за лицензирование, автомобильное страхование) в целом поощряет использование собственного автотранспорта, ведь уже заплатив высокий налог в самом начале, автовладелец не видит смысла оставлять дорогую покупку дома и ехать на заметно менее удобном общественном транспорте. Более того, владельцы электромобилей, являющихся на текущий момент более престижным сегментом рынка, экономят еще и на налоге на бензин. Гораздо более логичным шагом было бы резкое снижение налога на покупку и на автозапчасти с параллельным введением налога на километраж и сбора на проезд в районы повышенного спроса в часы пик и с сокращением максимально допустимого возраста автомобилей на израильских дорогах. Этот шаг позволил бы ускорить обновление автопарка (с повышением уровня безопасности автомобилей), и взимать компенсацию сопутствующего ущерба в соответствии с долей участия автовладельца в создании этого ущерба. Разумеется, все это должно сочетаться с ускорением развития общественного транспорта - строительством трамвайных линий, метрополитена, перехватывающих парковок у транспортных узлов, электрификацией железных дорог, ростом субсидирования автобусного сообщения.
Поставщиком новостей на этой неделе оказалась и израильская автомобильная промышленность (точнее сегмент высоких автомобильных технологий). Три израильских стартапа в этой сфере вышли за последние дни на Уолл-Стрит, получив ценники в 3,1 млрд долларов (REE) и 1,4 млрд долларов (Otonomo и Innoviz). Стоит отметить, что Израиль является одним из мировых центров высоких автотехнологий, и в стране имеют свои представительства почти все лидеры глобального автопрома. И здесь можно похвалить и грамотную в данном случае работу правительства, создающего благоприятные условия для тестирования новых технологий, включая полигоны для систем автопилота.
Данный текст - фрагмент, посвященный автомобилям из еженедельного экономического обзора, который публикует сайт Newsru.co.il