Сегодня вождение - это больше, чем просто управление автомобилем, уровень стресса для человека за рулем за последние пять лет сильно вырос, отмечается в исследовании Clever Shuttle, дочерней компании Deutsche Bahn. 93% опрошенных жаловались на психологическую нагрузку, которую они испытывают за рулем, ранее таких было 64%. В условиях уплотняющегося трафика стрессовых ситуаций на дороге становится все больше.
Какие же факторы влияют на людей за рулем, что вызывает эмоциональное напряжение? Доктор Вольфганг Фастенмайер, психолог Института исследования поведения людей в окружающей среде в Мюнхене, объясняет, что факторов влияния много, ведь человек за рулем должен постоянно предвидеть происходящее вокруг и осознавать возможные опасности.
Насколько силен стресс, зависит от ситуации на дороге, маршрута, указателей, поведения других участников движения, транспортного потока. Водитель интерпретирует и оценивает все это на основании своего опыта в похожих ситуациях, а потом реагирует определенным образом.
Фастенмайер говорит, что сложный внутригородской транспортный маршрут со множеством перекрестков, узких улочек, припаркованных автомобилей, пешеходов и велосипедистов требует совершенно иного внимания, чем автомагистраль с четкой полосой движения и точными границами. Насколько напряженным будет восприниматься тот или иной сценарий, зависит и от того, когда и на кого действуют такие условия. Ученый приводит пример влияния соответствующих личных чувств: гораздо легче воспринимать стрессовую ситуацию в расслабленной поездке на выходных, чем по дороге в офис, где предстоит свой стресс при решении рабочих вопросов.
Исследование, в котором участвовала группа добровольцев разного возраста и навыков управления автомобилем и которые прошли 400 часов вождения на специальном симуляторе, показало, что чем больше опыта, тем лучше: опытный водитель, как правило, уже научился справляться с трудными ситуациями без излишнего стресса. С другой стороны, такие причины, как нехватка времени, плач детей сзади или ссора с партнером перед началом поездки, могут стать катализатором стрессовой ситуации. Например, медленно едущий впереди автомобиль внезапно начинает сильно раздражать, в то время как при других обстоятельствах это не вызвало бы такого негативного отклика.
Читайте также
- Как у водителей возникает состояние "дорожного гипноза"
- Полиции дали доступ к данным владельцев автомобилей, попавших в поле зрения дорожных камер
- Эксперты рассказали, под какую музыку опасно водить автомобиль
- У владельцев этого автомобильного бренда самое быстрое время реакции
- Водителям рассказали, как правильно выбрать солнцезащитные очки
Фиксированная поза водителя, который на протяжении многих часов ведет автомобиль, тоже берет свое. Доктор Джеймс Левин, руководитель проекта "Решения по борьбе с ожирением" в клинике Мэйо при Университете штата Аризона, ссылаясь на свои исследования, отмечает: "Долгое сидение опаснее курения и убивает больше людей, чем ВИЧ, и опаснее прыжков с парашютом".
Чтобы смягчить стресс за рулем, эксперты советуют найти в автомобиле подходящее для тела индивидуальное положение - лучше всего этого можно добиться на сиденьях, где предусмотрено множество регулировок. Это значительно снижает физическое напряжение, и таким образом, отчасти помогает разгрузить и голову.
Между прочим, всерьез обсуждается тема, может ли выражение лица водителя говорить о его стрессоустойчивости. То есть могут ли будущие системы помощи измерять человеческие эмоции, а не только сонливость?
В ходе эксперимента на симуляторе вождения исследователи наблюдали, какие ситуации и как влияют на эмоции водителя. Выяснилось, что выражение лиц людей за рулем менее эмоционально, чем предполагалось, если водитель едет один. Даже при страхе или радости сохраняется нейтральное и сосредоточенное выражение лица. Если же в машине есть еще люди, его эмоции становятся более ярко выраженными, и технология камеры распознает стресс, тогда вибрация на рулевом колесе или световой сигнал напомнят водителю о необходимости сосредоточиться.
Что еще можно сделать, чтобы уменьшить стресс в машине? Недавнее исследование, проведенное Государственным университетом Сан-Паулу в Бразилии, показало, что разрядить обстановку в автомобиле позволит подходящая музыка. Но Фастенмайер придерживается иного мнения: "Сама по себе зона движения предлагает наибольший потенциал для снижения чрезмерных нагрузок на участников дорожного движения".
В идеале, по мнению ученого, правильная организация движения, интуитивные и понятные указатели, логично установленные знаки, разметка и ограничения скорости позволяют снизить уровень стресса за рулем на 60%.