"Горбатым" его называли исключительно по любви.
Он должен был быть "Москвичом"
Да это так. Первая модель Запорожского автозавода, представленная в 1960-м, вообще-то должна была выпускаться в Москве, на заводе АЗЛК (в ту пору МЗМА) на Волгоградском проспекте. Собственно, и разработку "Запорожца" начали в столице. Изначально модель была известна под именем "Москвич-444".
Но потом оказалось, что производственных мощностей завода на Волгоградке не хватит еще на одну модель, и весь проект передали украинскому заводу "Коммунар", который раньше занимался исключительно производством комбайнов. Там-то уже и появился серийный ЗАЗ-965 по прозвищу "горбатый".
Нет, "Запорожец" не слизали с иностранного аналога
По крайней мере, полностью не слизали. Еще в процессе создания прототипа "Москвич-444" в качестве творческого ориентира был взят итальянский Fiat 600. Но лишь при взгляде спереди между двумя моделями можно обнаружить явное сходство. Конструктивно же "Запорожец" был в значительной мере собственной разработкой: совершенно иная схема подвески, другой мотор, коробка передач, кузов. И раз уж мы вспомнили про кузов…
Не удивляйся, но, строго говоря, "горбатый" - это седан
Да-да, несмотря на двухдверность, ЗАЗ-965 правильнее всего считать именно седаном. Ведь, согласно принятой в СССР (кстати, очень логичной по сути) системе классификации автомобильных кузовов, легковая машина с двумя полноценными рядами сидений считается седаном. А количество дверей не имеет значения. Правда, если ты считаешь, что задний ряд "горбатого" не тянет на звание полноценного, а только дополнительного, то в таком случае ЗАЗ-965 правильно назвать купе. Такие дела…
Терки Вассермана
У многих легендарных автомобилей прошлого есть характерные дизайнерские особенности, названные в честь своих авторов. Например, форму задних боковых окон на BMW второй половины XX века называли "изгибом Хоффмайштера" - по имени главного дизайнера фирмы. У "Запорожца" тоже была собственная гордость: узнаваемые воздухозаборники в задней части кузова получили прозвище "терки Вассермана" в честь инженера Григория Вассермана.
Цена - сто ящиков белой
Когда в начале 60-х ЗАЗ-965 поступил в продажу, то оказался самым доступным по цене автомобилем в СССР. Стоимость автомобиля составляла 1800 рублей в постреформенных деньгах. Так, собственно, за "горбатым" и закрепилась репутация автомобиля, который продают по цене 1000 бутылок или 50 ящиков водки. Но в 1962-м цена на водку, впрочем как и на многие другие продовольственные товары, выросла, и шутка перестала быть актуальной.
Мировой рекорд
Несмотря на относительную доступность "горбатого", купить его все равно было сложно. С потребностями огромной страны в автомобилях отечественная промышленность не справлялась. И это, разумеется, приводило к перекосам на местах. Так счастливые (и ушлые) владельцы 965-го, купившие его новеньким за 1800 рублей, ездили на машине 10 лет, а после преспокойно продавали его за ту же, если не большую сумму. Вот это называется выгодное вложение капитала!
Экспортные "Запорожцы"
Сложно поверить, но "горбатые" действительно шли на экспорт. В самых "топовых", как бы сейчас сказали, комплектациях с радиоприемником, собранных на совесть и с измененным для иностранного слуха названием.
Чтобы не заставлять заграничную клиентуру выговаривать Zaporozhets, машину коротко и ясно окрестили "Ялта", то есть Jalta. Правда, продажам это особо не помогло: "джалты" за рубежом покупали крайне неохотно. Но попробовать ведь надо было, не так ли?
"Это я, почтальон Печкин…"
Пусть тебя не смущает правое расположение руля на этом "Запорожце". Это вовсе не экспортная версия "горбатого" для Великобритании или, упаси боже, Японии. На самом деле перед нами спецверсия ЗАЗ-965С, построенная по заказу почтового ведомства СССР. На таких машинах почтальоны ездили собирать корреспонденцию из почтовых ящиков. А руль справа, чтобы забирать письма не выходя из салона. Логично же!
На старт, внимание, марш!
Ладно служба в почте, "горбатому" пришлось потрудиться даже на гоночных трассах! Между прочим, на 965-м начинал свою успешную карьеру один из ведущих советских раллистов Стасис Брундза, а еще легкий "запор" отлично себя чувствовал на трассах зимних ипподромных гонок.
Читайте также
- ТОП-5 опций, пропавших из современных авто
- 7 редких советских автомобилей, о существовании которых многие не догадывались
- Они были первыми: авто, на которых впервые появились важные опции
- Автомобили из "Березки": столько стоили советские авто в чеках Внешпосылторга
- Почему у "Запорожца" двигатель располагался сзади