Zahav.АвтомирZahav.ru

Суббота
Тель Авив
+27+23

Автомир

А
А

Euro NCAP протестировал 10 систем автономного вождения: Теслу опять отругали!

Euro NCAP представил обновленную основную программу проверки безопасности новых автомобилей - с краш-тестами и звездами итогового рейтинга.

Андрей Ежов
02.10.2020
Источник:kolesa.ru
Audi RS Q8. Фото: пресс-служба

В 2018 году комитет Euro NCAP провел первые пробные испытания систем автономного вождения на десяти новых автомобилях. Ни одна из систем тогда не справилась с тестами на подрезание, но оценки эксперты не ставили, сославшись на то, что критерии их выставления ещё не сформулированы, да и программа тестов нуждается в доработке. Теперь программа полностью готова, и Euro NCAP прогнал по ней десять автомобилей: Audi Q8, BMW 3 Series, Ford Kuga, Mercedes-Benz GLE, Nissan Juke, Peugeot 2008, Renault Clio, Tesla Model 3, Volkswagen Passat и Volvo V60. В прошлых тестах из новой тестовой группы участвовал только Volvo V60, остальные участники - новые. И, "в лучших традициях Euro NCAP", даже у отличников обнаружены существенные недостатки.

Для начала необходимо сделать некоторые разъяснения. В мае этого года Euro NCAP представил существенно обновленную основную программу проверки безопасности новых автомобилей - с краш-тестами и звездами итогового рейтинга. В эту программу входит проверка систем активной безопасности, в том числе системы автоматического аварийного торможения (AEB) и системы удержания в полосе.

Новая же, отдельная программа испытаний посвящена более сложным электронным ассистентам водителя, то есть автопилотам первого либо второго уровня по классификации SAE. Напомним, что автопилоты первого и второго уровней требуют постоянного контроля со стороны водителя, а автопилоты более высоких уровней (3,4,5) пока не легализованы (почему, мы подробно рассказывали в отдельном материале). В состав таких автопилотов входят и АЕВ, и система удержания в полосе, но общий функционал - шире: электроника взаимодействует с водителем постоянно, а не только в аварийной ситуации. АЕВ интегрирована в адаптивный круиз-контроль, удержание в полосе происходит в том числе на криволинейных траекториях, скорость движения регулируется автоматически в режиме реального времени, с учетом действующих ограничений на маршруте, возможны автоматические перестроения и даже обгоны.

Euro NCAP в своих пресс-релизах избегает слова "автопилот" и использует вместо него "ассистент водителя", чтобы подчеркнуть, что ответственность за безопасность на дороге в любом случае лежит на водителе, что он должен быть постоянно включен в процесс управления и не терять бдительность, даже если автомобиль оснащен самыми современными вспомогательными системами. Мы же продолжим использовать слово автопилот, чтобы не было путаницы между ним и системой АЕВ (которая тоже является ассистентом водителя), но призываем держать в голове классификацию SAE, то есть помнить, что автопилот автопилоту рознь. Коммерческое название таких систем может быть каким угодно, стандарта в этом плане пока нет.

Общая оценка дается исходя из баланса между тем, как автопилот помогает водителю и следит за тем, чтобы водитель оставался включенным в процесс управления: держал руки на руле, следил за дорогой, получал оперативную информацию об опасностях и ограничениях. Если электроника работает хорошо, но невнимательно следит за водителем или дает ему скудную информацию о своей работе и окружающей обстановке, то общая оценка снижается. В зачет идут также баллы, полученные за поведение машины в аварийных ситуациях - в случае неисправности системы (в том числе из-за загрязнения или блокировки датчиков) или потери сознания водителем: в идеале система должна сама затормозить автомобиль и вызвать помощь. Учитывается, как производитель информирует потребителя об ограничениях в работе автопилота в рекламных материалах и в инструкции по эксплуатации.

Оценки внутри отдельных тестов ранжируются по цветам также, как в основной программе Euro NCAP: красный (плохо), коричневый (слабо), оранжевый (посредственно), желтый (хорошо), зеленый (отлично). Но общая оценка - четырехбалльная: 1 - слабый начальный уровень поддержки, 2 - умеренный уровень поддержки, 3 - хороший уровень поддержки, 4 - отличный уровень поддержки.

Сами тесты следующие. Взаимодействие системы с водителем оценивается при объезде (переставке) внезапно обнаруженного препятствия (ямы, камня и т.д.) на дороге, разделенной на полосы: важно, чтобы электроника, отвечающая за удержание машины в полосе, не препятствовала контраварийному маневру, не закусывала руль и не боролась с водителем. При этом на извилистой трассе система должна сохранять работоспособность и помогать водителю на разных скоростях удерживать автомобиль в границах полосы.

Контроль скоростного режима (на основе навигационных данных, дополненных системой распознавания дорожных знаков) тестируется в поворотах и на перекрестках (в том числе с круговым движением).

В работе адаптивного круиз-контроля оценивается способность с разных скоростей замедлять машину вплоть до полной остановки перед внезапно возникшим препятствием - стоящим автомобилем (на прямой и в повороте), слишком медленным автомобилем, резко тормозящим автомобилем и подрезающим автомобилем.

Тест на подрезание, с которым в прошлой сессии испытаний не справился ни один автомобиль, разделен на две составляющие. В первой перед тестовым автомобилем из соседней полосы перестраивается муляж машины-помехи. Во второй впереди едущий автомобиль, наоборот, уходит с полосы, чтобы объехать резко остановившийся муляж. Задача тестового автомобиля в обоих случаях - не врезаться в муляж.

Видеороликов с испытаниями каждой машины Euro NCAP в этот раз, к сожалению, не опубликовал, так что приходится довольствоваться протоколами. Из них видно, что отличную оценку (то есть 4 балла) получили три автомобиля - Audi Q8, BMW 3 Series и Mercedes-Benz GLE. При этом все три премиальных "немца" неважно следят за внимательностью водителя (только за положением рук на руле), из-за чего каждый автомобиль получил в этой категории только 10 баллов из 25 возможных.

Audi Q8 и Mercedes-Benz GLE плохо реагируют на стоящий в полосе автомобиль - высок риск столкновения, а "трешка" BMW слабо выступила в тестах на подрезание и при сближении с резко тормозящим впереди автомобилем.

Только Mercedes-Benz GLE из отличников имеет систему помощи при перестроениях, но при этом не держится самостоятельно в полосе на извилистой дороге на скорости 120 км/ч (Audi и BMW с этим справляются).

Хорошист (3 балла) в этой сессии только один - субкомпактный кроссовер Ford Kuga. Его адаптивный круиз-контроль распознает помехи не хуже, чем у немецких премиальных машин, но для отличной оценки не хватило функционала системы контроля скоростного режима: на перекрестках она не работает.

По 2 балла получили Nissan Juke, Tesla Model 3, Volkswagen Passat и Volvo V60. Для Tesla и Volvo, которые считаются премиальными марками, это, наверное, обидно, особенно с учетом того, то Tesla - пионер внедрения система автономного вождения, а Volvo - систем безопасности.

Их системы контроля скорости не работают на перекрестках, а адаптивный круиз-контроль не замечает стоящих на дороге автомобилей, плохо справляется с тестами на подрезание и не отключается, когда водитель теряет сознание. Peugeot 2008 в отличие от Renault Clio надежно держится в полосе на любой скорости и траектории, зато система Clio автоматически отключается при загрязнении датчиков, а 2008-й продолжает колесить в автоматическом режиме с залепленной камерой. Тем не менее эксперты Euro NCAP отмечают, что и такие системы начального уровня могут оказаться полезными во многих ситуациях, но водителям следует хорошо понимать ограничения в их работе.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.