Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Автомир

А
А

Как экономить за счет манеры вождения

Экономичность — параметр расплывчатый, потому что зависит не только от автомобиля, но и от того, кто на нем едет. Два разных водителя могут показать расход топлива, отличающий в разы. В чем секрет экономичной езды?

14.09.2014
Getty Images

Читайте также

Экономичность — параметр расплывчатый, потому что зависит не только от автомобиля, но и от того, кто на нем едет. Два разных водителя могут показать расход топлива, отличающий в разы. В чем секрет экономичной езды?

Первый секрет в том, чтобы тормозить как можно меньше (не в ущерб безопасности, разумеется). Считайте, что каждое торможение — это растраченные в атмосферу килоджоули и рубли, тогда как равномерная езда обеспечивает наилучшие показатели экономичности.

Чтобы меньше тормозить, нужно прогнозировать ситуацию и разгонятся до той скорости, которая в данный момент целесообразна и не более того. Умение подъезжать к светофорам в нужный момент и выбирать правильный ряд развивается со временем, достаточно просто обращать на это внимание.

Иногда нет большой трагедии в том, чтобы чуть отстать от потока и потом отыграться за счет правильного выбора ряда на следующем светофоре. Допустим, пока торопыги занимают очередь друг за другом в левой полосе, умный водитель просочится по правой с минимальной потерей скорости.

Но все-таки иногда тормозить придется. На автомобилях с механической коробкой торможение на передаче отключает систему впрыска, и в таком режиме автомобиль едет с нулевым расходом топлива за счет набранной инерции. Поэтому иногда полезно не подлетать к светофору на полном ходу, а заранее тормозить двигателем. Причем, чем выше передача — тем больше выбег автомобиля, чем она ниже — тем интенсивнее торможение.

Существует заблуждение, что экономичный разгон — очень плавный разгон. На самом деле, не всегда. Разгоняться лучше при утопленной педали газа: у бензиновых машин в таком режиме итоговый (не мгновенный) расход топлива ниже. Почему? Не углубляясь в дебри физики, скажем лишь, что при езде с прикрытой дроссельной заслонкой существенно растут так называемые насосные потери в двигателе (потери на прокачку воздуха через дроссель). Утапливая газ, скажем, на две трети, вы открываете дроссель и нивелируете эту статью расхода.

Не противоречит ли это совету «не быть первым в потоке»? Нет, алгоритм должен быть примерно таким. Допустим, вы прикидываете, что на данном участке дороге нет нужды ехать быстрее 40 км/час, чтобы не стоять у следующего светофора. Так вот, до 40 км/час вы разгоняетесь интенсивно, а затем переходите на одну из высших передач и едете равномерно, стараясь подкатить к светофору в момент старта потока.

Автомобили с «автоматами» оставляют меньше возможностей экономить, однако многие из них имеют адаптивные алгоритмы работы. Поэтому если вы ездите плавно и грамотно, с минимумом разгоном и торможений, коробка постепенно подстроится под ваш стиль вождения и будет чаще выбирать повышенные передачи.

При длительном стоянии в пробках селектор «автомата» можно переводить из режима D в N (нейтраль) — это экономит немного, но экономит. Впрочем, этот способ актуален в основном для трансмиссий с гидротрансформатором (классические автоматы, некоторые вариаторы), тогда как, например, «роботы» имеют автоматическое сцепление и в таких премудростях не нуждаются.

Что касается езды по трассам и пустым дорогам, то вы и так все знаете: высшие передачи, равномерная езда и умеренная скорость снижают расход топлива. Контролировать процесс легко с помощью бортового компьютера автомобиля. Только учитывайте, что даже при езде с постоянной скоростью мгновенный расход не будет постоянным — это нормально. Он зависит от уклонов, направления ветра и, в меньшей степени, от качества полотна.

Некоторые водители стараются сэкономить за счет более дешевого 92-го бензина. Что интересно, этот способ далеко не всегда оправдан. Более низкая детонационная стойкость 92-го бензина вынуждает мотор адаптироваться и переходить на более поздние углы зажигания в ущерб экономичности. Иногда получается парадоксальная ситуация, что разница в цене бензинов в 10% полностью съедается разницей в экономичности. Есть автомобили, которые выгоднее заправлять бензином АИ-95. Установить это несложно экспериментальным путем, откатав пару баков на том и другом бензине по ежедневным маршрутам.

Естественно, перерасход топлива может быть связан с неисправностью автомобиля, но это отдельная тема. Упомянем лишь, что подспущенные колеса — хороший способ тратить деньги напрасно. Тем более, основной перерасход получится как раз на малых скоростях, когда сопротивление качению доминирует среди всех потерь (на трассовых скоростях существенно влияет аэродинамика).

Напоследок еще один важный нюанс: экономичный стиль вождения может оказаться... опаснее обычного! Все приведенные выше советы необходимо использовать разумно и не в ущерб другим приоритетам. Опытные водители, освоив экономичный стиль вождения, применяют его целесообразно и всегда готовы отреагировать на подозрительную ситуацию, мгновенно выходя из «экологической задумчивости».

Разумеется, не стоит думать об экономии во время таких маневров, как обгон или проезд перекрестков: здесь важнее безопасность. Экономичный стиль вождения должен органично вплестись в вашу повседневность, перестать раздражать и отвлекать. Тогда вы сможете «включать» его по необходимости и экономить регулярно.

Автор: Артем Краснов

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке