Читайте также
Глядя на обновленные прайсы новых машин, волей неволей задумываешься о рынке подержанных авто. Шутка ли: за стоимость гольф-класса в средней комплектации можно взять 4-5 летний автомобиль премиум-класса и на размер больше.
Плюсы такого шага очевидны. Машина будет крупнее, мощнее, престижнее и лучше оснащена. Скорее всего, бесплатно вам достанется сигнализация, коврики, комплект зимних шин и прочие «допы».
Подержанные машины меньше теряют в цене: если новая машина обесценится за пять лет на 30-50% (в зависимости от марки, класса и состояния), то «пятилетка» потеряет за это же время 15-30%. Наконец, многие ценят возможность обслуживать машину без официального дилера, что для новых машин нередко сопряжено с потерей гарантии (хотя обоснованность этого не вполне однозначна).
Так, может, плюнуть в лицо дилерам и купить за те же деньги автомобиль совсем другого класса? Может, и так. Просто имейте в виду пять традиционных рисков «подержанок».
Убитые авто
В глобальном смысле «убить» автомобиль можно двумя способами. Первый — серьезное ДТП и некачественный последующий ремонт. Второй — небрежная эксплуатации и пропуски ТО.
Битая машина — это не приговор. Главные риски здесь — нарушение геометрии кузова, плохая сборка после ремонта и возможная коррозия кузова в местах восстановления. Тщательный визуальный осмотр специалистом с наметанным глазом обычно позволяет отличить битую машину, но есть и инструментальные методы: измерение толщины ЛКП специальным прибором и диагностика в автосервисе (включая измерение геометрии кузова). Например, у машин с нарушенной геометрией кузова могут быть проблемы с регулировкой развала/схождения.
Любой автомобиль, а тем более высокого класса имеет массу дорогостоящих узлов: двигатель, коробка передач, полноприводная трансмиссия... Важно убедиться, что все эти узлы не убиты предыдущим владельцем. Надежный рецепт один — диагностика в автосервисе, заслуживающем доверия. Так, например, «потеющий» амортизатор у машины премиум-класса может вылиться в расходы порядка 5-15 тысяч рублей, но полностью убитая муфта полного привода Haldex, которая используется на многих кроссоверах, для иных моделей стоит порядка 200 тысяч рублей!
Кто-то справедливо заметит, что «ломучие» модели есть и среди новых автомобилей, но как минимум, они имеют гарантию 2-3 года (для некоторых корейских машин — 5 лет).
Естественный износ
Не надо питать иллюзий, что если подержанная машина в идеальном состоянии, она не требует вложений. Множество элементов подвержено естественному износу, и обычно к 100 тысячам километров побега накапливается критическая масса деталей, которые необходимо заменить планово: элементы подвески, ремень привода ГРМ и т.п. Поэтому плановое ТО на 60-100 тысяч километров пробега для многих машин в 2-3 раза (а иногда и в пять раз) дороже «среднестатистического» ТО на малых пробегах. Есть вероятность, что при покупке автомобиля в возрасте 4-5 лет вам придется проводить подобные мероприятия, поскольку предыдущий владелец, скорее всего, не вкладывался в машину, которую планировал продавать.
Юридические нечистоты
Это самые большие риски, связанные с подержанными авто. Если «убитый» авто еще можно отремонтировать, то машину с нечистой историей могут изъять без каких-либо компенсаций новому владельцу.
По большому счету, опасностей две: нарваться на угнанный экземпляр или машину, находящуюся в залоге у банка или ломбарда, которую кредитор изымает через суд. К сожалению, сегодня в кредит продается половина новых машин и вероятность попасть на жуликоватого продавца, который не расплатился с банком, присутствует.
Некоторые способы подстраховаться изложены в нашем материале «Русская автомобильная рулетка».
Не вечные
Многие помнят неубиваемые Mercedes-Benz W123 или Volvo P40, наматывающие миллионы километров без серьезного вмешательства (одна из таких машин даже занесена в книгу рекордов Гиннесса).
К сожалению, время «вечных» авто постепенно проходит. Требования к снижению себестоимости привели к тому, что современные машины — даже дорогие — зачастую не настолько долговечны, как их предки.
Кроме того, конструкция становится все сложнее, появляется больше капризной электроники, а иные производители балуются деталями с программируемым ресурсом — аккурат до истечения гарантии. Мы не будем обобщать — машин много и у каждой свои сильные и слабые стороны. Но в целом автомобили, выпущенных в последние 10-15 лет, требуют больше внимания, чем их более простые предки.
С возрастом автомобиль «устает»: например, кузов подержанной машины обычно теряет жесткость. Вкупе со старыми амортизаторами это может не оставить и следов отточенной управляемости, которой машина славилась в новом состоянии.
Резюме
Ни в коем случае не хотим создать у вас впечатление, что покупать нужно только новую машину. Правильно подобранная подержанная всегда выиграет у новой по цене-качеству. Исключить риски при покупке подержанной машины сложно, но можно свести их к минимуму. Советы такие.
1. Выбрав модель, изучите отзывы о ней, не только на форумах, но и в специализированных изданиях (рубрики типа «Вторые руки» есть у большинства серьезных журналов и автомобильных передач). Убедитесь, что модель с конкретным силовым агрегатам не относится к проблемным.
2. При покупке машины проведите диагностику дорогостоящих узлов: кузова, силового агрегата, подвески, электроники. Потраченные деньги окупятся.
3. Если машина покупается не у знакомых людей, проведите юридическую экспертизу — сегодня есть фирмы, предлагающие подобные услуги.
4. Снимайте автомобиль с учета в присутствии прежнего владельца. Хотя сегодня можно купить машину и без этой процедуры, она снизит риск покупки угнанного экземпляра или с нечитаемыми номерами кузова.
Автор: Артем Краснов