Zahav.АвтомирZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+14+9

Автомир

А
А

Пять знаковых автомобилей России

Есть автомобили, которые появляются и исчезают практически бесследно. А есть те, которые оставляют след в истории. Они «взрывают» рынок, за ними тянутся подражатели и последователи.

19.02.2014
Getty Images

Читайте также

Есть автомобили, которые появляются и исчезают практически бесследно. А есть те, которые оставляют след в истории. Они «взрывают» рынок, за ними тянутся подражатели и последователи.

Это не рейтинг «качества» машин и даже не рейтинг их рыночной успешности. Скорее, это пятерка машин, которые в разное время оказали существенное влияние как на автомобильный рынок, так и наше сознание.

Впрочем, наверняка у вас другое мнение о том, какие машины считать знаковыми для России— напишите свой вариант в отзывах.

Lada 4х4 (Нива ВАЗ-2121)

Выпускается с 1977 года

Советский автопром не стеснялся заимствований: почти все легендарные модели имели прототипы на Западе. Особняком стояла «Нива», которая не только не копировала существующие разработки, но и во многом опережала время.

Некоторые называют ее первым паркетником на том основании, что «Нива» хоть и была полноприводной, имела несущий кузов (а не рамную конструкцию). Правда, расцвет паркетников наступил после дебюта Toyota RAV4 в 1997 году.

В любом случае, «Нива» не была обделена талантами: компактность в сочетании с серьезной трансмиссией обеспечили почти эталонную проходимость, да и выглядела «Нива» весьма харизматично.

Долгое время она была практически единственным гражданским внедорожником для России, и ее уникальность обеспечила ей долголетие: смену модели АвтоВАЗ планирует в 2017 году. Машина получила некоторое распространение и за рубежом: клубы фанатов есть в США, Германии и Британии.

ВАЗ-2108

Выпускалась с 1984-2003

Если «Жигули» стали первой моделью, которую советский народ мог купить в больших количествах, то ВАЗ-2108 вывел эту тенденцию на новый уровень. Начиная от дизайна и заканчивая техническими особенностями, «восьмерка» была машиной, о которой приятно было даже помечтать.

Передняя подвеска McPherson, задняя — скручивающая балка, передний привод, простой, но стильный кузов... Удивительно, но почти 30 лет спустя современные иномарки среднего класса построены почти по тем же рецептам.

«Восьмерка» получилось легкой и достаточно экономичной. К разработке ее мотора приложила руку Porsche Engineering, а по управляемости машины заметно превосходила тяжеловесные советские машины того времени.

С дебютом ВАЗ-2108 АвтоВАЗ смог сделать хороший задел на будущее, и если бы он развивал модель в темпах, принятых на Западе, «восьмерка» могла бы эволюционировать до автомобиля, конкурентоспособного даже за бугром. А так за последующие 10 лет завод худо-бедно освоил еще два типа кузовов, а потом занялся рестайлингами и фейслифтингами. Удачные решения «восьмерки» кочевали потом с одной модели на другую, и некоторую общность с ней имеет даже нынешняя «Гранта».

Ford Focus

Выпускается в России с 2002 года

Старт производства Ford Focus под Всеволожском в 2002 году ознаменовал начало эры автосборочных производств. Когда-то это казалось экзотикой, а сегодня три машины из четырех собираются в России.

Но дело не только в этом, ведь сборочные производства существовали и до «Фокуса» - можно вспомнить елабужские Chevrolet Blazer. Однако Ford первым в новой истории создал в России современное, мощное производство, и, что важно, отдал его под выпуск актуальной модели. Более того, он доказал, что современная иномарка может быть весьма доступной: базовые Ford Focus стоили менее $12000. А благодаря невероятной гибкости комплектаций, можно было подобрать машину точно под себя.

И это дало результаты: несколько лет Focus оставался самой популярной иномаркой России. Конечно, со временем подтянулись конкуренты, и, начиная с третьего поколения, Focus стал позиционироваться не как «самый доступный из сегмента», а ровней большинству машин С-класса. Впрочем, он до сих пор входит в десятку топовых моделей на российском рынке.

Renault Logan

Выпускается в России с 2005 года

«Логан» развил дело «Фокуса», дав мощный толчок классу так называемых бюджетных иномарок. Собственно, недорогие иномарки на старых платформах были и до него: Hyundai Accent и Fiat Albea, как пример. Однако «Логан» шагнул дальше, вызвав цепную реакцию на рынке.

Изначально он создавался для рынка стран третьего мира, в том числе России, и каждая его деталь была пропитана рациональной экономией и здоровым прагматизмом. Плоские кузовные панели, ручки дверей в форме заусенец (в моделях первой эволюции), плохонькая шумоизоляция — Logan экономил на второстепенном, чтобы сосредоточиться на важном. У автомобиля оказался просторный салон, большой багажник, нечувствительная к дорогам подвеска. Россияне быстро признали в «Логане» идеальную рабочую лошадку.

Но Logan — это не просто автомобиль, это целая платформа B0, на которой впоследствии появились Renault Sandero, Lada Largus, Nissan Almera и самый продаваемый кроссовер России — Duster. В 2013 году в России продается более 250 тысяч машин на платформе «Логана», и если бы зачет проводился не по названиям моделей, а по их генетике, «логаноподобные» авто стали бы лидерами рынка.

Это нашествие стимулировало конкурентов задуматься о выпуске удешевленных версий своих машин, но по большому счету, трюк «Логана» не удался никому. Его сила — в собственной недорогой платформе, которая позволяет очень гибко подходить к вопросам цены и качества.

В 2014 году дебютирует Renault Logan второго поколения.

Lada Priora 2

Выпуск запланирован на конец 2015 года

Она существует лишь в виде заводских прототипов, но выдадим аванс. Судя по всему, радикально новая Priora станет первой полноценной премьерой АвтоВАЗа со времен Lada Kalina. Но главное, под нее создают платформу российского автомобиля нового образца, который не уступает западным аналогам.

Звучит несбыточно? Может быть. Обещания очередного прорыва неслись из Тольятти так часто, что мы перестали верить. Но есть и позитивные признаки.

Новая платформа (Lada В) создается уже под покровительством новых владельцев завода, альянса Renault-Nissan, при этом она не будет полной копией «логановской» В0. Судя по всему, речь идет о рациональном комбинировании опыта французов с наработками АвтоВАЗ в рамках проекта «Проект С». Если задуманное сбудется, сочетание цены и качества должно быть на весьма высоком уровне.

Дизайн автомобиля разработал Стив Маттин, и новая «Приора» будет напоминать концепт Lada X-Ray. Со временем на ее базе планируется создать семейство машин, в том числе новый автомобиль С-класса, который будет конкурировать со среднеценовыми иномарками. Не исключено, что на базе новой «Лады» наладят выпуск машин под марками, Datsun, Renault или Nissan.

А потому будем оптимистами: пусть новая Priora всколыхнет рынок и даст импульс российской инженерной школе.

Автор: Артем Краснов

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке