Электромобиль Lada Ellada вот-вот может стать серийным. А с февраля 2014 года на два года обнулят пошлины на ввоз легковых электромобилей в страны Таможенного союза. Все идет к тому, что электромобили вот-вот наводнят российские улицы. Или все-таки не наводнят? Попробуем разобраться.
:) Lada Ellada уже приехала
(Здесь и далее мы будем помечать важные тезисы смайликами. Их настроение передает, насколько данный тезис приближает или отдаляет нас от электромобильного будущего)
Впервые Lada Ellada показали в 2011 году. Произошло это на международном конгрессе по нанотехнологиям RUSNANOTECH. Большая аудитория увидела модель на Московском международном автосалоне в августе-сентябре 2012-го. Характерно, правда, что она оказалась в тени: на стенде основное внимание было уделено концепт-кару XRAY и новой Kalina.
Но – уже тогда первые лица АвтоВАЗа говорили о скором выходе автомобиля в серию. Более того, администрация Ставропольского края прямо на автосалоне заказала сто «эллад» в качестве местных такси. Первые пять машин поступили в заказчику в январе 2013-го и вышли на линию в феврале. Правда, с тех пор поставок не было…
Еще до ставропольцев новинку купил глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. Он заплатил за один из первых серийных автомобилей 1 млн 250 тыс. рублей. Откуда деньги – не знаем.
:) Эллада, сестра Калины
EL Lada снаружи – это Lada Kalina в кузове «универсал». Да и внутри большая часть ее элементов – от «Калины». То, что для электромобиля тольяттинцы не стали придумывать абсолютно самостоятельную модель, вполне нормально. Многие производители так делают. Например, существуют электрические Toyota RAV4 (с индексом EV), Volvo C30 (BEV) и Chevrolet Spark.
Красавицей EL Lada не назовешь, но внешность многих электромобилей кажется спорной. Что вообще-то странно: современные электромоторы и необходимые аккумуляторы не так громоздки, чтобы влиять на внешность автомобиля. Или сама «чистая сущность» заставляет дизайнеров создавать облик именно таким?
:| Заграница нам поможет
Второе поколение Lada Kalina – это в основном российская разработка. Собственно, EL Lada тоже, но ее электрические компоненты производятся за пределами РФ. Основные ингредиенты: электромотор, блок управления, электроотопитель, блок «генератора» – швейцарской компании MES. Аккумуляторы на экспериментальных моделях были российскими, но сейчас их везут из Китая. Наконец, зарядное устройство от еще одной швейцарской фирмы – Brusa.
:( Любовь к природе стоит дорого
Цена – один из главных факторов, определяющих перспективы и «Эллады», и вообще электромобилей в России. Пока единственный продающийся у нас электромобиль – Mitsubishi i-MiЕV – стоит очень дорого. За эти деньги можно купить полноценный внедорожник или седан бизнес-класса. Но если с ликвидацией ввозных пошлин упадет и цена iMiEV, ситуация может измениться.
Сейчас АвтоВАЗу единичные экземпляры Lada Ellada обходятся примерно в миллион рублей. Администрация Краснодарского края, заказав вышеупомянутые такси, по сути, выступила соинвестором проекта. Свои средства – правда, получив серьезную дотацию, – вложил автопарк, который и эксплуатирует «эллады».
:( Отмена пошлин спасет. Но не всех
Более того, для EL Lada она может стать проблемой. Теоретически все электромобили в России должны подешеветь процентов на 20. Но «Эллада»-то то собирается в России, пошлин в принципе платить не надо! Конечно, сумма выше миллиона рублей будет для частных лиц абсолютно неадекватной, думается, россияне готовы «отстегивать» за электрические инновации тольяттинцев не более 600-700 тысяч рублей.
Тем более что нефть в стране пока есть…
:( Доступ к сети
Второй важнейший момент, ограничивающий использование электромобилей – наличие инфраструктуры. В нашем случае – ее отсутствие. Заправка от обычной электророзетки в 220 вольт позволит продолжить путь в лучшем случае часа через четыре. «Правильная» мощная заправка обеспечит решение вопроса за несколько минут.
Пример уже упомянутого Кисловодска показывает, что проблема, в принципе, решаема, тем более если эксплуатировать электромобили на определенных маршрутах. Такси имеют такую возможность. Две первые заправки-зарядки в начале года появились в санаторной части города и в районе железнодорожного вокзала. В середине лета их количество увеличилось до четырех, в том числе и в аэропорту Минеральные Воды.
Оборудование на кисловодских станциях – финское и российское. Стоимость одного электроместа стоит около 10 тысяч евро. Деньги не запредельные, но пока электромобилей в России мало, вряд ли кто захочет вкладываться в развитие сети. А пока нет нормальной сети, как покупать такую машину? Замкнутый круг, без государственных инвестиций не обойтись…
:`( Дилеры пожимают плечами
Так будут ли у российских дилеров электрические Lada? АвтоВАЗ молчит, а крупнейшие дилеры марки – в Москве, Петербурге, Тольятти – ничего не знают о грядущих поставках и о тестовых машинах.
Лишь продавец из московского салона, не пожелавший назвать себя, заметил, что, по дошедшей до дилеров информации, в ближайшее время электромобиль может быть доступен... но только для юридических лиц. Частникам EL Lada продавать не будут.
Читайте также
:) Электромобили – лучшие
Полноценной электрической революции на дорогах пока все-таки не произошло. Хотя электромобили отгрызают свою долю у машин с ДВС – и получают признание. Например, Nissan Leaf в 2011-м году выиграл престижнейший конкурс Car of the Year: невиданное дело – европейцы назвали лучшим «японца»!
По прогнозам Kolesa.Ru, в этом году явным фаворитом конкурса является модель Tesla S – ее вполне можно назвать знаковой: очень эффектная, с прекрасными техническими характеристиками, в ней предусмотрены некоторые прямо-таки революционные решения. Например, аккумуляторы можно поменять за минуту – это делает вполне скорым болезненный для иных электромобилей процесс заправки…
Автор: Филипп Березин