Приобретая автомобиль мы, конечно же, особое внимание обращаем на его оснащенность разнообразными системами безопасности: пассивной и активной – чем их больше, тем, несомненно, лучше.
Читайте также
Однако многие аспекты обеспечения безопасности транспортного средства ускользают от нашего взгляда.
В одних случаях это происходит потому, что продавцы не хотят демонстрировать недостатки предлагаемых машин, в других, потому что они и сами недостаточно хорошо знакомы с особенностями продаваемых автомобилей.
В этой связи потенциальному покупателю надо самому проявлять инициативу и устраивать менеджеру автосалона как можно более подробный "допрос с пристрастием".
Взять, например, защиту от удара. Конечно, большое количество подушек безопасности позволит уберечь водителя и пассажиров от тяжелых травм.
Но в данном контексте не менее, а зачастую даже и более важны конструктивные особенности кузова автомобиля.
Сегодня широкое распространение начинает получать концепция так называемых "капсул безопасности", основанная на результатах анализа многочисленных краш-тестов.
В соответствии с этой концепцией кузов делят на несколько зон, принципиально на две.
Первая это салон автомобиля, который должен подвергаться минимальной деформации при разнообразных, разнонаправленных ударах и тем самым обеспечивать безопасность находящихся внутри людей.
Вторая – наоборот выступает в роли некоего демпфера, поглощающего энергию удара и не допускающая ее прохождения до салона. Это моторный отсек, багажное отделение.
Именно поэтому в конструкции кузова сегодня применяют сразу несколько видов сталей (высокопрочная, сверхвысокопрочная, стандартная), алюминий или композитные материалы.
Все делается для того чтобы сохранить целостность салона и снизить перегрузки людей в любых обстоятельствах. В частности арки, стойки, пороги и некоторые другие элементы изготавливают из самых прочных марок стали.
Крылья, переднюю балку, крышки моторного отсека и багажного отделения детали производят из менее жестких материалов.
В результате они легче сминаются при ударе, гасят его энергию и позволяют избежать травмирования водителя и пассажиров.
Да, с одной стороны это приводит к тому, что машины при ДТП получают более значительные повреждения в зонах программируемой деформации, но с другой – безопасность людей превыше всего.
Поэтому всегда уточняйте – из чего выполнен кузов и как он ведет себя при ударе.
Ответственные автопроизводители, как правило, всегда выпускают графическую схему кузова, в которой разными цветами отмечены зоны выполненные из материалов различной прочности.
Потребовать таковую у менеджера автосалона – ваше полное право.
Другой момент – электронные системы стабилизации движения. В большинстве случаев они упрощают управление автомобилем, но в некоторых ситуациях препятствуя, допустим, управляемому заносу.
Поскольку и созданы как раз для того чтобы не допускать такового!
Принцип действия таких "помощников" может серьезно различаться, а значит всегда нужно выяснять, каким образом работаем система, установленная на выбранной вами машине.
При этом надо понимать, что даже наличие опции отключения электронных систем не говорит о том, что при ее активации автомобиль полностью перейдет под власть водителя.
Как правило, продолжает работать как минимум АБС, которая очень негативно себя ведет на рыхлых покрытиях (снег, гравий, песок или грунт), не сокращая, а наоборот увеличивая тормозной путь.
Напомним, что основная функция ABS вовсе не в сокращении тормозного пути, а в обеспечении сохранения траектории движения при торможении.
Могут сохранять свою работоспособность и некоторые другие электронные функции (перераспределение крутящего момента особым образом, снижение мощности и т. д.).
То есть все эти моменты также нужно прояснить при покупке автомобиля.
Ну и совет напоследок. При смене сезона и наступлении нового (зима/лето, лето/зима) очень рекомендуется выбрать достаточно просторную площадку и на небольшой ("небольшой" – принципиальное слово) скорости попытаться смоделировать некоторые самые распространенные, нештатные ситуации на дороге в различных режимах движения.
Таким образом, вы поймете, как автомобиль ведет себя при резких поворотах руля или экстренном торможении, насколько слаженно работает связка "колесо-силовой агрегат". Все это позволит с меньшей степенью риска пережить на колесах очередное время года.
Михаил Калинин