Иногда цифры передают нечто невообразимое. В данном случае речь идет об автомобилях, а именно об уровне продаж и расстоянии, которое было преодолено на машинах. Впервые за многие десятилетия в развитых странах снизились оба показателя.
В США рост количества пройденных милей на одном автомобиле прекратился еще в 2004 году. В перерасчете на человека стагнация началась еще в 2000 году.
В Великобритании, Германии, Франции и Японии показатели начали снижаться с 1990 года. Согласно исследованию австралийского правительства, в 20 развитых странах наблюдается стагнация или снижение количества пройденных километров одной машины.
Итог вполне ясен: времена, когда автомобильное движение на Западе все больше развивалось, остались в прошлом. Эксперты дали название этому феномену - "Пик автомобильной эры" - Peak Car, в котором обыгрывается понятие Peak Oil – "пик добычи нефти".
Этот феномен отображает тенденцию к стремлению к большей мобильности. По заказу компании по аренде автомобилей у частных владельцев Autonetzer было проведено исследование "Peak Car: Новая жизнь автомобиля"
Молодежь отказывается от автомобилей
Исследование выявило некоторые интересные факты, касающиеся Германии. С 2000 года снижаются продажи автомобилей.
Исключение составил 2009 года, когда в результате введения премии за утилизацию автомобиля был искусственно поднят уровень продаж. Вместе с тем, все больше людей предпочитают общественный транспорт и велосипеды – особенно молодежь в возрасте до 24 лет.
Причиной тому является растущая урбанизация в Германии. В городах с напряженным автомобильным движением и ограниченным количеством парковочных мест на автомобиле уже вряд ли можно добраться быстрее до пункта назначения, чем на других средствах транспорта.
Средняя скорость автомобильного движения в Берлине составляет 24 км/ч.
Возникает парадоксальная ситуация. Активный и успешный рост количества автомобилей во все большем количестве городов приводит к осознанному отказу от использования автомобилей.
Еще одной причиной отказа от машины стали значительно возросшие расходы. Обслуживание автомобиля между 2005 и 2011 годами выросло на 11 процентов.
К тому же автомобиль начинает терять свое значение. "Автомобиль уже не является показателем статуса и становится простым средством пользования", - отмечают авторы исследования. Почти треть немцев признали, что могли бы отказаться от собственного автомобиля.
Люди хотят большей мобильности. Возникает тенденция "деления одного автомобиля между несколькими автомобилистами", создаются сообщества. В начале 2012 года 220 тысяч автомобилистов в Германии пользовались 5600 машинами. В 1997 году было только 20 тысяч автомобилистов на тысячу машин.
Развите стартапов
Феномен Peak Car способствует развитию стартап-проектов под названием "Поделись автомобилем", среди которых Flinc, Tamycа.
Даже автопроизводители Daimler и BMW, предлагают услуги Car2Go, DriveNow. "Бывший однажды индивидуализированным и частным транспортным средством, автомобиль становится общим средством передвижения", - говорится в исследовании.
Peak Car оказал влияние и на политику. Вместо того чтобы сильнее финансировать строительство дорог, больше средств выделяется на развитие инфраструктуры общественного транспорта.
Читайте также
Согласно австралийскому исследованию, по одной полосе автобана за час проезжают 2,5 тысячи машин. В поезде или электричке – 50 тысяч пассажиров в час.
В любом случае феномен Peak Car пока распространен только в развитых странах. В странах с переходной экономикой автомобиль продолжает свое победное шествие.
Согласно оценкам экспертов, к 2020 году количество автомобилей по всему миру с сегодняшнего одного миллиарда возрастет в два раза. Только в 2011 году стало на 60 миллионов больше автомобилей.
Однако в мегаполисах в странах с переходной экономикой, таких как Индия и Китай, все больше уделяется внимания развитию метрополитена. Эти города могут стать следующими кандидатами на отказ от автомобилей.
"WirtschaftsWoche Heute", Германия