Допустимая концентрации алкоголя в крови водителя
Фото: Getty Images
Допустимая концентрации алкоголя в крови водителя

В Росссии  подготовлены поправки в Уголовный кодекс, предполагающие значительное ужесточение наказания за вождение автомобиля в нетрезвом виде.

Вместе с тем не исключен и возврат к отмененным в 2010 г. разрешенным нормам  – предельно допустимой концентрации алкоголя в крови водителя.

Россия остается одной из немногих стран, где действует так называемый "нулевой уровень толерантности" в отношении алкоголя за рулем, то есть его содержание в крови шофера не должно превышать 0.0 промилле.

 

Аналогичных принципов придерживаются в Венгрии, Румынии, Словакии, Турции и еще нескольких государствах.

При этом в сообществе стран с разрешенной ПДК единства по поводу ее минимального значения нет. Так, например, наиболее лояльный норматив в Андорре, Великобритании, Ирландии, Лихтенштейне, Люксембурге и Мальте. Здесь можно управлять транспортным средством при содержании в крови 0.8 промилле алкоголя.

Самый распространенный предел допустимой концентрации – 0.5 промилле в Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Германии, Греции, Испании, Италии, Македонии, Нидерландах, Португалии, Сербии, Словении, Франции, Хорватии, Черногории, Швейцарии и еще некоторых государствах.

Кипр, Норвегия, Польша и Швеция выбрали более осторожную стратегию, разрешив 0.2 промилле.

Кроме того в большинстве из этих стран практикуется дифференцированный подход к наказанию за превышение допустимой концентрации – используется своего рода шкала.

В соответствии с  ней наказание ужесточается в зависимости от степени опьянения: от денежного штрафа и лишения прав на определенный срок до административного ареста и исправительных работ.

Нередко, в частности, в Германии, Швеции, Италии и пр. для того чтобы вернуть водительское удостоверение по истечению срока лишения придется пройти повторный экзамен.

 

Возможно принудительное лечение или непременное консультирование у психолога с обязательным предоставлением справки от врача. Рецидивы, равно как и "пьяные" ДТП влекут уже уголовную ответственность.

В России собираются перенять подобный подход и впервые ввести градацию наказания в зависимости от содержания алкоголя в крови.
Предлагаемые поправки устанавливают следующие нормы:

0,2 – 0,5 промилле – лишение водительских прав на срок от 1.5 до 2 лет и денежный штраф -20000 рублей (приблизительно 644 доллара)
0,5 – 0,8 промилле – 3 года лишения прав и 30 тыс. руб. штрафа- (приблизительно 965 долларов)
0,8 промилле и выше – 5 лет лишения прав и 50 тыс. руб. (приблизительно 1 608. долларов)

Причем если в крови обнаружится до 0.2 промилле, никаких санкций не последует – водитель будет считаться трезвым.
Данные поправки поддержаны Минтрансом, и правительственной комиссией по безопасности дорожного движения и, как ни странно, МВД.

Тем не менее, после запрета на минимальную ПДК, вступившего в силу в феврале 2011 г., и инициированного, главным образом, по ходатайству МВД, обеспокоенного увеличением числа выявленных пьяных водителей, под флагом "нулевой толерантности" прошел год. Однако ситуация на дорогах не только не улучшилась, но даже еще и ухудшилась.

Заместитель главы МВД по вопросам безопасности на транспорте генерал-полковник Виктор Кирьянов приводит такие цифры: за восемь месяцев 2012 г. количество ДТП с участием нетрезвых водителей выросло по сравнению с прошлым годом на 3,5% - до 8308. В этих авариях погибло 1248 человек, ранения получило 12 226 чел. – прирост 3,7%.

В этой связи, отмечается, что возврат минимально допустимого уровня концентрации алкоголя в крови совершенно не означает, что водителям можно будет выпивать за рулем.

Он обусловлен в первую очередь возможными ошибками/погрешностями измерительных приборов и индивидуальными особенностями организма каждого человека.

Хотя как считает большинство экспертов, - что, кстати сказать, подтверждается и международным опытом – добиться наилучшего результата одним лишь ужесточением наказания нельзя.

Его неотвратимость, невозможность "договориться",  "сторговаться" с представителями органов власти и активная пропаганда – вот наиболее действенный механизм пресечения пьянки за рулем.

А карательные санкции – это полумеры, безусловно, способствующие пополнению казны, но лишь отчасти отражающиеся на уровне безопасности дорожного движения.

Но вернемся к практике большинства стран. Далеко не мизерные концентрации алкоголя в крови, при которых можно сесть за руль все же существуют. И на количестве ДТП это едва ли отражается. Можно без устали рассуждать о менталитете, о культуре питья, законопослушании, но вопрос вот в чем.

Поддерживая "абсолютный ноль", власть расписывается в том, что 100% водителей России незаконопослушны, склонны к бесконтрольному употреблению алкоголя, и нуждаются в кнуте, в отличие от европейских.  Добавит ли все это уважения к российским гражданам? Едва ли…

Михаил Калинин

counter
Comments system Cackle